Российские суда тонут в бюрократическом болоте
Попытки возрождения гражданского судостроения в России есть, но условий для выживания практически нет. Отечественные кораблестроители не только не способны ворваться в бурный конкурентный мировой поток, но и дрейфовать на внутреннем рынке. На дно тянут непосильные фискальные нагрузки. В стоимости российского судна 40% составляют налоги. И в итоге оно оказывается на 30% дороже зарубежных аналогов.
«Судостроители стонут, дескать, сделайте налоги поменьше, мы не зарабатываем безумных денег, потому что процесс очень длительный, а деньги нужны сразу - закупить металл, оборудование. Деньги-то от заказчика потом получим», - говорит Дмитрий Баранов.
Кредитовать строительство судов в России некому. Банки готовы предложить корабелам лишь краткосрочные кредиты под высокие проценты, а флоту нужные длинные деньги. Выходит, что Россия опять, что называется, вне конкуренции.
«Кредитная ставка в России около 15%, а в Японии, к примеру, 3%. Вот как с ними можно конкурировать, имея ресурс дороже в разы? Конечно, это невозможно», - возмущается управляющий партнер «2К Аудит - Деловые консультации / Morison International» Иван Андриевский.
В итоге новых отечественных судов практически нет, существующий флот изношен уже на 80%, а закупать иностранные корабли в достаточном количестве дорого. Приходится обслуживать собственный морской товарооборот за счет зарубежных грузоперевозчиков.
«Мы на этом теряем деньги, когда что-то свое перевозим. Мы могли бы деньги оставить в стране, перевозя это на российских судах, но этого мы не делаем, потому что у нас судов нет или у них какие-то проблемы», - объясняет Дмитрий Баранов из ИК «Финам».
При этом эксперты отмечают: средства для судостроителей есть. В бюджете ОСК на ближайшие четыре года - более 22 млрд долл. Вот только форватер не проложен - как реально эти деньги дойдут до отрасли. Без экстренных совместных усилий законодателей и бизнеса российское судостроение пойдет на дно не в океане, а в бюрократическом болоте.





















