Российские заводы предлагают стратегию конкуренции с Китаем
Российские переработчики считают, что если государство комплексно подойдет к проблемам в рыбной отрасли, Россия сможет конкурировать с Китаем.
Как пишет ЭКСПЕРТ, по филе минтая мы с китайцами конкурировать уже не способны, а вот по другой белой рыбе это возможно.
«Европа испокон веков привыкла к белой рыбе: треске, камбале, — рассуждают на Хомяковском хладокомбинате. — А объемов вылова этой рыбы мало. Создается дефицит. А когда дефицит на рынке, то цена большая. Так зачем нам и это отдавать Китаю? Тем более что европейцам с нами работать легче. Вот смотрите. Китай сейчас строит массу заводов, но количество сырья не увеличивается. И если раньше европейская компания получала от одного завода, например, тысячу тонн готового продукта в год, то теперь появилось двадцать рыбоперерабатывающих заводов, и каждый оттягивает на себя кусочек сырья. Каждый выпускает, допустим, пятьдесят тонн. Теперь европейцу нужно договориться о поставках уже не с одним поставщиком, а с двадцатью. А договариваться непросто, поскольку поставщик из Китая упорный и подготовленный к ведению сложных переговоров. А ведь есть еще и логистика: из Китая продукция идет сорок пять суток морем. Чтобы сделать контракт, чтобы оттуда пошли первые поставки, понадобится три месяца минимум. Пока договорились, оплатили… А у нас: прилетел, договорились — и через три дня машина у заказчика. Удобно? Да».
Охлажденное филе
Кроме того, очень перспективен рынок охлажденного филе. Из Китая в Европу его не привезешь — та же логистика не позволяет. А из России — пожалуйста. Замороженная рыба идет из Москвы в Европу четыре-пять дней с одним водителем в машине. Охлажденку же довезет пара водителей за пару дней. Кстати, российский рынок тоже готов к охлажденному филе. Но серьезно этим пока мало кто занимается. В Европе-то охлажденная рыба продается в упаковке, благодаря этому срок жизни продукта продлевается до двух недель. «Есть большой интерес российских сетей к упакованной охлажденке, и мы наращиваем поставки», — говорит Александр Мартынов.
Серые схемы
На внутреннем рынке российские предприятия глубокой переработки должны конкурировать с импортной продукцией прежде всего по качеству, поскольку покупатель готов уже за него платить, а оно на наших прилавках, как пишет ЭКСПРЕТ, непредсказуемо.
Например, импортер завозит по «серым» схемам то же филе минтая, а здесь его упаковывают как филе трески. Китайцы и сами могут упаковать свое филе в любую упаковку — по заказу клиента. Кстати, в Европе уже идут разговоры о том, что с 2007 года продукт, поставляемый в ЕС, должен быть упакован исключительно в Евросоюзе.
Дикая рыба
И самое главное — российская рыба экологически чистая, потому что она дикая. Во всем мире дикая рыба, которой мало, пользуется приоритетом у покупателей и имеет значительный перевес в цене по сравнению с искусственно выращенной. В России же дикая рыба пока не является ограниченным ресурсом, поэтому может быть более конкурентоспособной по цене, чем за границей.
Меры поддержки
По мнению российских рыбопереработчиков, для защиты отрасли необходимо установить пониженные (вплоть до нулевых) ставки вывозных таможенных пошлин на рыбную продукцию высокой степени переработки.
Одновременно необходимо повысить ставки на вывоз необработанного сырья с 5% до 20%.
А на редкие виды рыбы установить даже более высокие таможенные пошлины.
Если идти по пути защиты отечественного производителя, то делать это надо и на внутреннем рынке: ввести заградительные таможенные меры против иностранных поставок рыбных продуктов глубокой переработки.
Переход от рынка сырья к рынку конечного продукта позволит увеличить стоимость отраслевого продукта в два раза даже без роста масштабов вылова. По оценочным расчетам АРПП, к 2008 году она может составить до 5,2 млрд долларов.






















