{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Российский промысел баренцевоморской мойвы может закончиться преждевременно

9 марта 2010 09:17

На заседании оперативного штаба по организации промысла мойвы на минувшей неделе сделан первый неутешительный вывод: квота на мойву в полном объеме в очередной раз освоена не будет, рыбаки начинают сворачивать промысел. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/  

Если в прошлом году в Мурманске выгружено 63 тыс т, то поставки в текущем сезоне не превысят 50 тыс. т. В целом итоги российского промысла мойвы на 08 марта 2010 г. действительно не впечатляют. Общий российский вылов - около 50 тыс. т. Предварительный анализ  показывает, что нерешенные проблемы путины-2009 г. не позволят достичь объема добычи мойвы в минувшем году (75 тыс. т).

Баренцево-Беломорское территориальное управление Росрыболовства организовало штаб промысла в море на буксирном судне «Стахановец», но в нем нет опытных специалистов, знающих биологию мойвы, условия промысла, нет опыта управлением путины. Создана  Координационная группа по управлению промыслом мойвы, проводящая регулярные заседания на берегу, но пользы от ее работы оказалось немного. Не введена в строй вторая контрольная точка  «Север-2». По расчетам Константина Зиланова, ее отсутствие привело к потере более 4 тыс. т вылова мойвы (при переходе флота из российской зоны в Смежный участок рыболовства каждое судно, вместо того, чтобы продолжать облов мигрирующей в юго-западном направлении мойвы, вынуждено было идти в точку «Север-1», расположенную значительно южнее и оформлять выход из ИЭЗ РФ, затратив при этом много лишних миль. На федеральном уровне не решена проблема выгрузки рыбы в укрытии у побережья Кольского п-ва. Промысловые суда вынуждены уходить по Кольскому заливу в порт Мурманск с соответствующими затратами средств и времени на оформление, либо на северо-запад моря - в район грузовых работ у норвежского острова Медвежий).

В последние время обострился сбыт мойвы. Некоторые судовладельцы вынуждены прекратить работу на мойве - цены, предлагаемые оптовиками, не покрывают издержек промысла. Нет госзаказов. На федеральном и региональном уровнях проблемы сбыта рыбы и решение ряда других вопросов практически остаются «без внимания». В конце минувшей недели в Мурманском морском рыбном порту все холодильные мощности были заполнены, выгружать прибывающую с промысла рыбу почти некуда. Причина - слабая реализация мойвы. Представитель регионального министерства экономического развития Мурманской области считает, что реализация уловов - задача рыбаков, мурманские  судовладельцы надеялись на помощь областной администрации. В итоге население Мурманской области и других регионов России до сих пор не обеспечено относительно дешевой сезонной рыбной продукцией в нужном количестве.

Появились у рыбаков претензии  и к  Роспотребнадзору. Его представители, очевидно пытаясь вернуть себе контрольные функции в неограниченном объеме, ссылаются на массовые устные жалобы горожан - заражение рыбы гельминтами. Сами жалобы при этом не предоставляются. Но на их основании Роспотребнадзор требует вернуть возможность контроля за каждой партией рыбы. Если придерживаться правил, то каждое торговое предприятие должно провести паразитологическую экспертизу охлажденной рыбы. При обнаружении живых личинок, мясо должно быть обеззаражено замораживанием. Логика ветврачей очевидна: охлажденная рыба требует издержек производства. В охлажденном виде может продаваться только чистый продукт.

Но это не только дополнительные деньги, но и время, которое, в случае с охлажденной рыбой, имеет принципиальное значение - срок ее реализации и переработки ограничен. Рыбаки соседней Норвегии ведут промысел в одном районе с российскими траулерами, но никаких претензий к качеству мойвы в норвежских уловах не предъявляется. Отгрузкой охлажденной рыбы для продаж в Мурманске сейчас занимается только Мурманский рыбокомбинат, который сам определяет уровень отпускных цен и круг торговых операторов. В итоге только муниципальные магазины Мурманска получают ее по 13 рублей за килограмм, остальные - по более высокой цене, которая может не устраивать торговлю. В итоге в разгар путины даже в Мурманске купить мойву можно не каждый день.  

Предприниматели, участвующие в социальной программе «Дешевая рыба», берут мойву на Мурманском рыбокомбинате по более высокой цене. С учетом транспортных затрат она предлагается уже по 28 - 40 рублей за килограмм даже пенсионерам и ветеранам. При таких условиях соотношение цены и качества не выдерживается, спрос на рыбу не повышается. Мойва в нужном количестве не доходит не только до всей России, но и до  жителей Мурманской области.  Она задерживается в Мурманске, где холодильники уже забиты. В конце минувшей недели оставалась только небольшая дежурная емкость - около 1 тыс. т, на частных холодильниках положение такое же. Повторяется ситуация прошлого года - рыбопромышленники не находят массового покупателя на свою продукцию и выгружаются на холодильники.

СМИ часто напоминают, что благодаря более раннему началу промысла в нынешнем году российская квота на мойву (110 тыс. тонн), освоена уже более чем на треть. Но нужно ли  было начинать промысел на две недели раньше, если в это время в районе 74° с.ш. в Баренцевом море еще распределяются только зимовальные скопления мойвы, значительную часть которых составляет мелкая неполовозрелая рыба? Не по этой ли причине холодильники оказались заполнены невостребованной населением «разноразмерной» рыбой, которую в торговле предлагается приобретать по современным ценам?

В Мурманской областной думе состоялось совещание депутатов и руководителей крупнейших рыбодобывающих предприятий региона.   Речь шла о наиболее сложных проблемах, с которыми сталкиваются сегодня наши рыбаки. Одна из них - обновление флота. Нынешние суда, в основном советской постройки, уже давно выработали свой ресурс, устарели морально и физически Новые не строятся. Рыбаки считают, что необходима государственная поддержка судостроения. В интересах малого  бизнеса начинать надо с постройки новых небольших  траулеров и судов ярусного лова, но нельзя забывать и о крупнотоннажных судах, которых уже давно не хватает для реализации квот на пелагические рыбы. Судовладельцы предлагают построить несколько современных траулеров на иностранных верфях, затем перенести проект на свои заводы. Обсуждалась  проблема сбыта продукции и защиты внутреннего рынка. Как и в прошлом году, норвежские поставки охлажденной мойвы в Мурманск составляют серьезную конкуренцию рыбакам Северного бассейна. Некоторые участники встречи предложили увеличить пошлину на импорт, но Россия стремится в ВТО, а в отношениях между партнерами по международной торговле это не рекомендуется. Рыбакам Мурмана рекомендуется действовать более оперативно.

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>