Российский судостроительный сектор: Долгая дорога в море
По данным Минпромэнерго, 95% всех судов, построенных по заказам российских судовладельцев за последние 10 лет, изготовлено на зарубежных верфях.
Цена отечественной продукции, существенно превышающая стоимость зарубежных аналогов, и сроки производства вынуждают заказчиков отдавать предпочтение импортным судам. В то время как в России сроки строения танкера в 47 тыс. тонн составляют 18 месяцев, то в Южной Корее - девять месяцев. В последнее время государство принимает активное участие в судьбе судостроительной отрасли, что вылилось в создание Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). 100% акций госкомпании будут находиться в федеральной собственности.
В качестве вклада России в уставный капитал вносятся 60% акций ОАО "Невское проектно-конструкторское бюро" и 25 млн рублей. От имени правительства на правах дочерних акционерных обществ "Объединенной судостроительной корпорации" учреждается ряд других ОАО: "Западный центр судостроения" в Санкт-Петербурге, "Северный центр судостроения и судоремонта", "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта". Образована также правительственная комиссия по обеспечению интеграции предприятий судостроительного комплекса РФ. Госкомпания планирует заняться обновлением и перевооружением производственных мощностей, чтобы вывести российских судостроителей в ранг конкурентоспособных.
Существенным фактором роста для судостроительной отрасли послужит увеличение военного заказа (строительство военных судов) и оффшорное судостроение (строительство нефтегазовых платформ, танкеров, химовозов).