Рост цен на японском рынке мороженого тунца
В первой половине апреля 2008 года существенно изменилась ситуация на японском рынке мороженого дикого тунца. После достаточно длительного периода спада активность продаж начала восстанавливаться и цены, пребывавшие на дне, пошли вверх. Такая информация поступила в https://www.fishnet.ru/ с российского ДВ со ссылкой на японские источники по состоянию на 15.04.2008 г.
По мнению специалистов рынка, укрепление конъюнктуры рынка стало следствием ограничения объемов поставок и предложения, причем перспективы дальнейшего сокращения предложения стали очерчиваться довольно ясно, поскольку очень высокий уровень цен на топливо, а также повышение цен на расходные материалы, вынуждают многих производителей сворачивать промысловые усилия.
Очень заметными изменения в состоянии рынка стали на второй неделе апреля, когда низкие цены предложений уже почти перестали встречаться, а на третьей неделе месяца минимальные цены аукционных торгов на крупнейшем в Японии рынке Цукидзи поднялись уже настолько, что отрыв цен от нижней точки падения перестал вызывать сомнения. В начале второй декады апреля минимальные цены на крупного большеглазого тунца (в основном тайваньского промысла) поднялись с уровня 600 иен/кг на уровень 650 иен/кг, а к середине месяца большая часть продаж развивалась уже по ценам на уровне 700 иен/кг (цены на среднего большеглазого тунца достигли уровня 550 иен/кг), поэтому многие специалисты рынка ожидали выхода на уровень 750 иен/кг уже через неделю-другую.
Отмечается, что столь быстрого повышения уровня цен не наблюдалось почти два года. Предыдущее повышение цен было отмечено в 2006 г., когда в мае цены довольно быстро вышли на уровень 650 иен/кг, а затем и на уровень 700 иен/кг и устремились к уровню 750 иен/кг, что вызвало много шума на рынке, поскольку пользователи опасались (и не напрасно), что столь быстрый и резкий скачок цен будет очень прохладно встречен потребителями. Продавцам действительно не удалось тогда удержать цены на высоком уровне, хотя факт сокращения количества тайваньских судов на промысле был налицо, но в настоящий момент положение с поставками складывается таким образом, что ограниченность предложения превращается в один из ключевых факторов.
Поставщики и импортеры распространяли на рынке информацию о том, что крайне высокий уровень цен на топливо ведет к еще более серьезному, чем ожидалось, снижению уровня промысловой активности, поскольку часть судовладельцев уже не просто готовиться принять решение, а действительно запустила процесс полного прекращения экспедиционного промысла тунца, тогда как ранее считалось, что дело может ограничиться отстоем на приколе до улучшения ситуации с ценами на топливо. По общему мнению участников рынка, это неизбежно приведет к заметному сокращению поставок продукции тайваньского и даже китайского промысла в Японию и общему сокращению предложения мороженого тунца (в основном большеглазого и желтоперого) на японском рынке. По словам оптовиков, поставщики в этих условиях заняли очень сильные позиции, заявляя о том, что число заходящих в порты Японии тунцеловов и транспортов будет неуклонно сокращаться и продавцам больше не имеет смысла торопиться с продажами по низким ценам. Отмечается в связи с этим, что есть признаки того, что общая ситуация с поставками, в отличие от 2006 г., на самом деле может измениться кардинально и в этих условиях импортерам, поставщикам и оптовикам не остается ничего другого, как убедить представителей сети конечной реализации в том, что переход к более высоким ценам, чем в последние два года, является неизбежным и альтернативных вариантов не существует.
Толчком к повышению цен на оптовых рынках стала информация о том, что цены оптовых закупок тайваньской продукции на первой неделе апреля были подняты с уровня 720 иен/кг (за крупного большеглазого тунца с промысла в Индийском океане) до 740 иен/кг, а буквально через несколько дней закупочные цены достигли уровня 750 иен/кг. Во второй половине прошлого года цены закупок продукции тайваньских судов также несколько раз достигали уровня 700 иен/кг и даже доходили до 730 иен/кг, но на этот раз оптовики уже не располагали данными о том, что в ближайшие месяцы можно ожидать роста объема поставок. Напротив, сообщалось, что давление на экономику тайваньского экспедиционного промысла со стороны высоких цен топливного рынка продолжает усиливаться и становится уже невыносимым для значительной части производителей.
По некоторым данным, уровень цен на топливо поднялся по сравнению с прошлым годом на 40%, а в отдельных случаях и на 50%, и расходы на бункеровку стали достигать уровня 50-55% от себестоимости производства. Отмечается, что если бы промысловая обстановка была благоприятной, то ситуация с ценами на топливо не была бы столь катастрофичной, как весной нынешнего года, но при суточном вылове на уровне 1,0-1,5 т и даже еще ниже рентабельность промысла становится не просто нулевой, а отрицательной, а поскольку четких перспектив общего улучшения положения не просматривается многие тайваньские судовладельцы уже приняли решение о приостановке промысла, а некоторые уже пошли на отказ от своего участия в экспедиционном промысел тунца.
По мнению японских специалистов рынка, это означает, что японский рынок в плане предложения испытает на себе в скором времени уже двойной удар от значительного сокращения числа японских судов, которые уже не смогут ни под каким предлогом вернуться на промысел, и от резкого снижения уровня промысловых усилий со стороны тайваньского флота. В прошлом году в июле и августе тайваньский флот также практически в полном составе приостановил промысел, но это не привело к значительному сокращению поставок мороженого тунца на японский рынок, а в нынешнем году ситуация уже совсем другая, поскольку крайне высокий уровень цен на топливо привел к кардинальному изменению положения дел на промысле.