Рост доходов населения ведет к увеличению потребления снеков
Потребление снеков растет в стране год от года, прежде всего — нетрадиционных для России закусок. Воблы из Астрахани поставляется все меньше, а сухарики, феномен российского рынка, сдают свои позиции чипсам. В этих условиях нашим снековым королям, сделавшим миллионы на сушеном хлебе, приходится завозить на родину вяленую азиатскую морскую рыбу и морепродукты и создавать новые вкусы сухариков. Об этом пишет газета КоммерсантЪ-Деньги.
Увеличение спроса на различные аналоги воблы эксперты объясняют двумя причинами: ростом доходов населения и стремлением к здоровому питанию. Снеки и польза, конечно, вещи не совсем совместимые, но диетологи отмечают, что в отношении рыбы и моллюсков это утверждение действительно в меньшей степени. "Рыбные снеки богаты животным белком, который полезнее растительного. Но и увлекаться их потреблением не следует,-- говорит ведущий научный сотрудник ГУ НИИ питания РАМН Ольга Григорьян.-- Чрезмерность может вызвать аллергию". Если сухарики, по данным исследовательской компании "Комкон", 54% потребителей воспринимают как "перекус вообще" и 42% закусывают ими пиво, то рыбные деликатесы 75% покупателей употребляют исключительно со слабым алкоголем.
Сушено-соленые рыбные снеки — российское ноу-хау, хотя львиная доля продукции поступает из Юго-Восточной Азии. Там того же сушеного кальмара едят сладким, а многочисленные виды рыбы чаще употребляют в салатах. В качестве закуски к пиву на востоке дары моря вообще не фигурируют.
Идеи переосмысления азиатских деликатесов в русском духе родилась на Дальнем Востоке. Один из первых опытов по продвижению необычного товара удался компании "Дальпико". В 1997 году во Владивостоке именно они придумали задорную желтую упаковку для сушеного кальмара — первого продукта, с которого начинается морская снековая история. Монополию кальмара в 2003 году нарушил желтый полосатик. На новинку сразу появился огромный спрос, и темпы роста продаж кальмара замедлились. "К сожалению, наша компания на тот момент была очень увлечена кальмаром, рынок активно рос, и продукт продавался с колес,-- вспоминает успех "Дальпико " ее нынешний генеральный директор Владимир Кононов.-- Тем не менее мы остаемся одной из лидирующих компаний на рынке снеков, а по продажам кальмара являемся абсолютными лидерами".
Кальмар до сих пор остается вне конкуренции: на него приходится около 40% всех потребляемых морских снеков, а полосатик не отвоевал пока и пятую часть рынка. Кстати, кальмар кальмару рознь: производители спорят, чей лучше. Для изготовления снеков используют лишь три вида: это аргентинский, перуанский и кальмар Бартрама. "Дальпико" работает с последним видом. Он водится в морях Дальневосточного региона, тут же его и перерабатывают. Владимир Кононов признает, что их продукция несколько дороже товара конкурентов, но это оправдывается ее высоким качеством и нежным вкусом. Господин Кононов ссылается на Японию: там, по его словам, для приготовления суши используют именно кальмара Бартрама. Гендиректору "Дальпико" перечит глава "Сибирского берега", на долю которого приходится 13% рынка: нет ничего лучше гигантского перуанского кальмара. "Это красавец, в человеческий рост прямо!" — восхищенно восклицает Ладан.
Впрочем, рынок прирастает и мелкой живностью, от анчоуса до корюшки. Причем многим китайским и вьетнамским рыбешкам и названий-то подходящих в русском языке нет: производителям снеков их приходится придумывать. Скажем, чистая фантазия наших предпринимателей — такие рыбки, как "янтарная", "жемчужная" или "мраморная". "Некоторые восточные названия рыб в прямом переводе звучат устрашающе",-- объясняет господин Ладан. Один из таких примеров — рыба, которую продают просто под вьетнамским названием — Хо. Если приводить ее правильное русское название, в пакетиках пришлось бы продавать "тупоголового ящерозуба". Стал ли бы потребитель закусывать пиво "динозавром" — вопрос.
А что же вобла — снек, любимый россиянами с тех пор, когда и слова такого не было? По словам Ладана, в линейке "BEERки" (брэнд морепродуктов "Сибирского берега") уже появились и щука, и горбуша, и камбала. И вообще российская рыба с точки зрения потребительского интереса очень перспективна. "Проблема в том, что сырья становится катастрофически мало. У нас промысловой рыбы почти не осталось",-- сетует Виктор Иванов, гендиректор компании "Артомикс", которая специализируется именно на отечественной рыбе, предлагая полтора десятка ее наименований под брэндом "Генеральская". Дальневосточную и азиатскую рыбу компания тоже продает, но она, как выразился господин Иванов, просто "закрывает линейку". Однако два собственных перерабатывающих завода компании в Астраханской области загружены не всегда. "Мы даже квоты не реализуем. Что удастся рыбакам выловить, то и продаем",-- констатирует Виктор Иванов. Следствие дефицита плотвы, леща и красноперки — рост цен: за год, по словам гендиректора "Артомикса", на 70%. Впрочем, даже на этом фоне растущий спрос позволяет работать с рентабельностью 20-30%.