Рост потребления готовой или обработанной сельди в России в первом полугодии 2007 года
В этом отчете представлено состояние и развитие рынка потребления сельди в России в 2006 году и в первом полугодии 2007 г. Данные переданы в Россию аналитическим бюро Evropanel и базируются на представительной выборке семей. Они регистрировали покупку всех типов сельди для домашнего потребления. Цифры охватывают период с января 2006 года и по июнь 2007 г. включительно. Дополнительно к домашнему потреблению сельди, которое отражено в этом отчете, предположительно 10% от общего потребления сельди в России приходится на рестораны, гостиницы, столовые и государственные учреждения, такие как: армия, больницы, дома престарелых и т.д. Отчет разделен на ежемесячное потребление, потребление на одного человека и потребление в зависимости от региона.
Ежемесячное потребление
Самое высокое потребление сельди в России приходится на декабрь, а самое низкое - на летние месяцы. В таблице видно, что на долю целой (неразделанной) сельди в России приходится 83-87% (первое полугодие 2006 года), и только 63-70% в первом полугодии 2007г. Остальная часть - это либо филе, либо готовая филейная продукция, которая составляет от 12 до 16% от общего объема в 2006 году и от 29 до 36% в 2007 году (зависит от того, какой месяц рассматривается). Таким образом, доля филейной продукции в общем показателе сильно увеличилась в конце 2006 и в первом полугодии 2007 г. Объем ежемесячных продаж сельди в России варьируется между 1,3 и 2,6 млрд. рублей (розничная продажа).
Домашнее потребление сельди в России, в зависимости от типа продукции
Несмотря на сильные колебания в потреблении сельди от месяца к месяцу, в первом полугодии 2007 года можно наблюдать четкую тенденцию к значительному снижению объемов потребления целой сельди и увеличению объемов потребления филе сельди по сравнению с тем же периодом в 2006 году. Розничные цены в первом полугодии 2007 года на филейную продукцию были ниже, чем в 2006 году.
Объем домашнего потребления целой сельди снизился на 41 тысячу тонн, в то время как спрос на филейную продукцию вырос на 23 тысячи тонн (с первого полугодия 2006 по 2007гг.). Но если сравнить вес филейной продукции до ее обработки с весом продаваемой целой (неразделанной) сельди, то эти показатели начинают постепенно уравниваться.
Объем продукции / тонн | Стоимость /млн. руб. | Цена/ руб. | ||||
Тип продукции | 2006 | 2007 | 2006 | 2007 | 2006 | 2007 |
Целая сельдь | 129 644 | 88 915 | 8 322 | 5 616 | 64,19 | 63,16 |
Филе-кусочки/рулеты | 17 877 | 39 414 | 1 939 | 3 877 | 108,47 | 98,37 |
Филе сельди | 3 635 | 4 641 | 373 | 544 | 102,56 | 117,24 |
Всего: | 151 156 | 132 971 | 10 634 | 10 037 | 70,35 | 75,48 |
В среднем вес одной целой сельди при покупке составляет примерно 1 кг (это говорит о снижении). Средний вес покупаемой филейной продукции равен примерно 0,4 кг. Тогда как вес при покупке порционной сельди (филе-кусочки, рулеты) равномерно увеличивался с августа 2006 года и достиг в начале 2007 году показателя 0,7 кг (в конце первого полугодия 2007 года - 0,6 кг).
В декабре больше половины семей в России покупают продукцию из сельди, в то время как в летние месяцы меньше 40% приобретают сельдь минимум 1 раз в месяц. Покупка целой сельди варьируется от 22 до 40% (июнь 2007 г.), тогда как количество ежемесячных покупателей сельди в порционной упаковке неизменно растет. Если в начале 2006 года этот показатель был 12%, то в первом полугодии 2007 года он вырос уже до 20%. Это значит, что большинство семей покупают обработанную сельдь вместо целой.
Потребление сельди на человека
Самое высокое потребление сельди на человека приходится на Южный регион, также высокие показатели на Урале, в Центральной России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Потребление обработанной сельди в первом полугодии 2007 года намного выше на Урале, чем в других регионах. Если сравнивать вес филейной продукции до ее обработки с весом продаваемой целой (неразделанной) сельди, то эти показатели на Урале намного выше, чем в других регионах.
Потребление целой (неразделанной) сельди снизилось во всех регионах, кроме Северо-Запада, где оно остается стабильным. Ниже в таблице можно наблюдать примерно одинаковое снижение во всех регионах, но в Сибири, на Дальнем Востоке и в Москве оно оказалось самым низким.
Потребление обработанной сельди выросло во всех регионах (самый низкий рост - в Волжском регионе). Самый высокий рост потребления - на Урале, также значительный - в Южном и Сибирском регионах.
Больше всего сельди потребляется в городах с населением от 10 до 49 тысяч человек, а меньше всего - в крупнейших городах России. Наблюдается падение спроса на целую (неразделанную) сельдь, причем самые существенные изменения произошли в городах с населением меньше 50 тысяч человек. В потребление обработанной сельди, наоборот, произошел рост, особенно в городах с населением от 10 до 49 тысяч человек.
Если сравнить продажу развесной сельди и сельди расфасованной, то видно, что объем продаж целой (неразделанной) сельди снизился по сравнению с продажей обработанной продукции. Ниже в таблице можно наблюдать явный спад в продаже развесной сельди и рост продаж сельди в вакуумной упаковке. Разница настолько существенная, что можно предположить, что большая часть целой сельди также продается расфасованной!
Дополнительная информация:
Ольга Гилерович
Директор по коммуникациям для НКВЭР в России
тел. 8-916 652-1763