Рост японского импорта рыбы и морепродуктов российского производства в мае 2008 г
В мае нынешнего года импорт в Японию пищевой продукции российского производства увеличился по сравнению с прошлым годом как по объему, так и по стоимости. При этом в наибольшей степени выросли показатели по поставкам овощной продукции, однако доля ее в общем объеме импорта осталась крайне незначительной (0,2%), а практически весь прирост был зафиксирован по поставкам продукции морского рыбного промысла, которая фактически и представляет собой импорт из России в секторе пищевой продукции. Такая информация поступила в https://www.fishnet.ru/ с российского ДВ со ссылкой на японские источники по состоянию на 02.07.2008 г.
Суммарный объем майского импорта российской рыбопродукции составил приблизительно 21,4 тыс.т, увеличившись по сравнению с маем 2007 г. на 4,5%. Достаточно заметную роль в общем улучшении объемного показателя сыграли поставки мороженой креветки всех видов, объем которых увеличился практически на 10%, составив около 0,7 тыс.т, но намного более серьезный вклад внесли поставки мороженой икры минтая, которые увеличились более чем на 30%, до 6,7 тыс.т, поставки же мороженой нерки сократились почти на 17%, но их объем составил всего 65 т и ввиду еще фактически продолжавшегося промыслового межсезонья поставки лососевых в целом пока не могли играть существенной роли в определении общего характера импорта из России.
Куда более серьезное для производителей и пользователей значение имела ситуация с поставками крабовой продукции, особенно ввиду тех значительных изменений, которые произошли на российском промысле крабов в дальневосточных районах за последний год. В целом ход поставок крабовой продукции российского производства в Японию и в мае был более медленным, чем в прошлом году, вновь напомнив о результатах применения российскими властями новых подходов к борьбе с нарушениями на промысле, однако, как отмечают японские специалисты, само развитие поставок, особенно в части живой продукции, пока оставляет японским пользователям надежду на то, что ожидавшейся многими катастрофы может и не произойти и последствия новой политики российских властей будут не столь уж печальными для тех японских переработчиков и оптовиков, которые за последние десять-пятнадцать лет попали в полную зависимость от масштабных поставок российского сырья.
Еще в марте общий объем официального импорта (некоторые специалисты рынка по-прежнему считают, что реальные объемы поставок значительно, в разы, превышают те объемы, которые фиксируются японской таможней, но эту точку зрения разделяют далеко не все участники рынка) в Японию живого краба российского производства имел сильно ограниченные размеры, составив менее 0,6 тыс.т и сократившись по сравнению с прошлым годом почти на 0,3 тыс.т, или более чем на 30%. Эти данные воспринимались как свидетельство результатов борьбы властей с нелегальным промыслом, однако в апреле поставки резко активизировались, поставив под сомнение эффективность этой борьбы. За апрель было импортировано около 2,9 тыс.т живого краба, что почти на 1,0 тыс.т превысило прошлогодний показатель, а в мае с улучшением ледовой обстановки в районе Сахалина и Курил активность поставок еще более возросла , хотя по сравнению с прошлым годом и наблюдалось определенное сокращение.
Общий объем поставок живого краба российского промысла по всем видам составил около 3,8 тыс.т, сократившись по сравнению с маем 2007 г. всего на несколько десятков тонн. Наиболее значительным оказалось сокращение объема поставок живого стригуна, в основном опилио, импорт которого составил около 2,85 тыс.т, сократившись на 15%. Импорт волосатого краба сократился на 7%, до менее чем 0,16 тыс.т, однако в 2,5 раза увеличились поставки камчатского и других видов т.н. королевского краба, тогда как ход промысла именно этих объектов попал под наиболее пристальный взгляд со стороны правоохранительных органов. Общий объем японского импорта живого королевского краба российского промысла с начала года по конец мая составил 1,4 тыс.т, сократившись по сравнению с 2007 г. менее чем на 0,1 тыс.т, а импорт живого стригуна увеличился (причем также менее чем на 0,1 тыс.т) и составил около 7,2 тыс.т. В целом же суммарный объем поставок живой крабовой продукции российского производства составил на конец мая около 9,05 тыс.т, а это всего на 0,13 тыс.т меньше, чем было импортировано на конец мая 2007 г.
Но что касается стоимости официального импорта живой крабовой продукции, то здесь сокращение было намного более заметным. Связывается это прежде всего со снижением средних цен импорта в иенах, тогда как по ценам в долларах США о существенном снижении вряд ли речь может идти.
Средняя цена импорта живого камчатского и синего крабов на конец мая составила около 655 иен/кг, снизившись по сравнению с прошлым годом на 11,5%. По поставкам живого стригуна средняя цена импорта составила чуть более 405 иен/кг, снизившись на 7,3%, а по поставкам волосатого краба она составила около 710 иен/кг, снизившись на 11,6%.
По поставкам мороженой крабовой продукции российского производства ситуация отличалась более значительным сокращением объемов и повышением уровня цен. Майский объем ее импорта составил чуть более 2,1 тыс.т (без учета импорта крабового мяса), сократившись на 0,4 тыс.т, или на 16%. При этом импорт мороженого камчатского и синего крабов сократился на 37%, до менее чем 0,6 тыс.т, а средняя цена импорта поднялась на 50%, выйдя уже на уровень 1900 иен/кг, что японские специалисты рынка прямо связывают с крайней ограниченностью остатков прошлогодней продукции на руках у российских производителей и резким повышением их ценовых требований. Импорт мороженого стригуна сократился менее чем на 5%, до менее чем 1,5 тыс.т, а средняя цена импорта почти не поднялась, оставшись на уровне 1100 иен/кг. Импорт мороженого волосатого краба хоть и увеличился почти в четыре раза, но составил всего 15 т, однако средняя цена импорта поднялась на 60%, составив около 1115 иен/кг.
Темпы поставок живого морского ежа российского промысла в мае серьезно замедлились, а их объем, судя по официальным данным импорта, составил менее 1,3 тыс.т, сократившись по сравнению с апрелем на 16%, а по сравнению с прошлым годом на 20%. Общий объем поставок с начала года составил 5,3 тыс.т, сократившись несколько более чем на 20%, или приблизительно на 1,4 тыс.т. Средняя цена импорта в мае составила около 480 иен/кг, снизившись на 2%.
По поставкам мороженой икры минтая наблюдались и увеличение объема импорта, и повышение уровня цен, причем в значительном размере. Средняя цена импорта поднялась по сравнению с прошлым годом почти на 25% и составила около 1360 иен/кг, что в сочетании с ростом более чем на 30% объема поставок обеспечило увеличение стоимости импорта до 9,1 млрд. иен против менее чем 5,6 млрд. иен в прошлом году, то есть стоимость импорта увеличилась более чем на 60%.
Общая же стоимость японского импорта рыбы и морепродуктов российского производства составила в мае 17,65 млрд. иен, увеличившись почти на 25%. Помимо мороженой икры минтая заметный вклад в столь значительное увеличение стоимости внесли поставки мороженого палтуса (в основном синекорого), которые в мае превысили прошлогодний показатель более чем в четыре раза, составив около 0,54 тыс.т. При столь значительном росте объема поставок снижение средней цены импорта на 10%, до менее чем 650 иен/кг, не сыграло заметной роли и стоимость импорта палтуса достигла 347,5 млн. иен, увеличившись на 380%.
По другим объектам импорта российской продукции можно отметить в первую очередь то, что объем поставок мороженой сельди увеличился в мае на 270%, составив около 1,0 тыс.т. Средняя цена импорта при этом поднялась более чем на 55%, превысив 120 иен/кг, а стоимость импорта составила около 119,0 млн. иен, увеличившись более чем в четыре раза. Отмечается, что активный ход майских поставок российской продукции жестко контрастировал с сообщениями о том, что обстановка на промысле нерестовой сельди в северной части Охотского моря была весьма слабой.