Русские осетры прижились в Уругвае
Русские деликатесы - черную икру и осетрину - теперь можно отведать и на другом конце света, в далеком Уругвае.
В 350 километрах от уругвайской столицы, в местечке Байгорриа (Baygorria) на реке Рио Негро, находится единственное в Южном полушарии хозяйство по разведению осетров, первые из которых были завезены из нашей страны.
Небольшой указатель «Esturiones del Río Negro» (Осетры из Рио Негро) на въезде указывает правильную дорогу тем, кто приехал покупать деликатесы.
Решение развести русского осетра и добыть черную икру в Уругвае предпринял местный бизнесмен Вальтер Алькальде Дайвьер в начале 90-х годов прошлого века. После его смерти бизнес перешел к четырем сыновьям. Хавьер Алькальде, средний из них, занимает пост Генерального директора предприятия. Молодой человек, с внешностью рокера, но совсем не хозяйственника, поведал историю зарождения семейного бизнеса.
«Совет по разведению осетров дал отцу его друг - капитан русского научного судна, часто заходившего в порт Монтевидео. Русский капитан, основываясь на съёмках нашей страны из космоса, считал, что природные условия Уругвая весьма благоприятны для выращивания осетров в искусственных условиях. И, в конце концов, отец решил проверить его слова»,- говорит Хавьер.
«Понадобилось семь лет, несколько миллионов долларов, помощь учёных из Астрахани - из Каспийского института рыбного хозяйства - а также много сил и терпения, чтобы доказать правоту российского капитана»,- добавляет он.
Начинать новое дело пришлось с получения разрешения от правительств Аргентины и Уругвая на разведение нового и экзотического для этих мест вида рыбы. Дело в том, что речка Рио Негро впадает в пограничную между странами реку Уругвай, и власти опасались нанести вред экологический системе. На преодоление бюрократических трудностей ушло почти два года.
Затем была поездка в Россию и знакомство на практике с опытом разведения осетра на Волге. В нашей стране уругвайцы закупили установку для искусственного воспроизводства осетров и пригласили на работу российских специалистов.
Наконец, в 1999 году, cамки, выросшие из закупавшихся в течение ряда лет икринок русского осетра, впервые дали икру. Теперь так называемый «исходный материал» закупается не только в России, но и во Франции и Германии. Это делается для притока новой крови, чтобы не вырождалось маточное стадо.
Теперь хозяйство по разведению осетров - это сложное предприятие полного цикла, которое включает в себя процессы от инкубации до засолки икры. Есть даже свой цех по приготовлению кормов из рыбной муки, травяных добавок и сои.
Уникальные природные условия в сочетании с чистой водой, среднегодовая температура которой составляет 19 градусов, позволяют самкам осетров откладывать икру с четырех лет, тогда как в России они нерестятся лишь с двенадцати лет.
... Я всматриваюсь в темную, струящуюся воду, остро пахнущую настоящей, живой рекой. На дне бетонного бассейна темные пятна. Вдруг изменился угол падения светвого луча, и я вижу острую морду, совершенно акулий хвост и характерные шипастые чешуйки на боках. Настоящий волжский осетр в окружении пальм и эвкалиптов!
Осетровые "папа" и "мама"
Сейчас из русских в хозяйстве осталась только семья Роговых из Астрахани.
Михаил до приезда в Уругвай был старшим научным сотрудником Каспийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства. В 1997 году он приехал на три месяца поработать по контракту и задержался - теперь уже на 10 лет.
С ним также работает его жена Лена.
Местные работники прозвали Мишу «осетровой мамой», так как он готовит самок к оплодотворению. Лена - «осетровый папа». Она занимается сложным процессом оплодотворения икринок. Кроме того, на нее возложен ответственный процесс засолки икры.
Так что, всё же, получается, икра - это русское дело.
Хотелось, конечно, лично оценить качество уругвайской продукции, но ни икрой, ни даже рыбкой меня не угостили. Говорят, самим не позволено. Лена, правда, созналась, что когда солит икру (а делает это она практически ежедневно), то пробует одну-другую ложечку.
Черную зернистую икру для оптовых продаж расфасовывают в металлические банки по полкило и по килограмму. То, что идет в розницу, фасуется только в стеклянную тару весом 50 граммов. Это делается в целях рекламы, чтобы наглядно показать качество ценного продукта. Стоимость такой баночки на местном рынке превышает 75 долларов.
Уругвай - мировой производитель черной икры
В 2001 году уругвайская фирма впервые продала несколько сот килограммов икры в США. Спустя шесть лет объем продаж увеличился в десятки раз, и в 2007 году составил почти 5 тонн.
Признание икры с надписью «Произведено в Уругвае» на рынке США шло медленно, но сегодня американские гурманы ее оценивают как одну из лучших.
В настоящее время байгоррийское хозяйство расширяется, полным ходом идёт строительство новых объектов, которые позволят в ближайшее два-три года довести производство черной икры до 20 тонн в год.
Для сравнения, в этом году Россия получила квоту на экспорт около 27 тонн осетровой икры. Суммарная же квота на экспорт икры для прикаспийских стран - России, Ирана, Туркмении, Азербайджана и Казахстана составила 86 тонн.
В 80-е годы на Каспии добывали три тысячи тонн черной икры.
«Двадцать тонн вполне реальная для нас цифра, - говорит Хавьер Алькальде. - Да и конъюнктура на мировом икорном рынке складывается в нашу пользу. Это связано с введением в России практически полного запрета на добычу осетровой икры в течение ближайших 10 лет. Такая чрезвычайная мера принята для того, чтобы предотвратить исчезновение осетра из-за его чрезмерного вылова».
Это приведет к повышению цен на черную икру и сделает икорный бизнес еще более рентабельным, считает Хавьер.
На сегодняшний день один килограмм икры в США стоит около 3 тысяч долларов. По оценкам специалистов, через пять лет цена на мировом рынке может увеличиться до 5 тысяч долларов. И это не предел.
Кроме икры, солидный доход хозяйству приносит продажа свежей осетрины. Она поставляется в лучшие рестораны Аргентины, Бразилии, Колумбии, Перу по цене 12 долларов за килограмм рыбы.
В связи с увеличением поголовья осетров Хавьер Алькальде также планирует строительство на ферме рыбокоптильного цеха.
Следующая цель уругвайского предпринимателя - искусственное разведение белуги, чья икра стоит более четырех евро за 1 грамм.
Когда-то затею отца нынешних владельцев Вальтера Алькальде многие считали авантюрой и утопией. Однако, сегодня, слушая уверенную речь наследника и продолжателя дела отца, видишь, что это совсем не так.