Рыба - не биржевой товар, и так считают во всём мире
Рыболовецкие компании Дальневосточного региона противятся новации - внедрению в России биржевой торговли рыбой. Данный вопрос сейчас находится на обсуждении в Правительстве.
При этом глава Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Игорь Артемьев заявил, что идею поддерживает как Федеральная антимонопольная служба, так и минсельхоз. В связи с возможным внедрением биржевой продажи рыбы руководитель СПбМТСБ также отметил, что уместно использовать минтай в замороженном виде как отправную точку для определения цен на другие виды рыбы, учитывая коэффициент пересчета, который известен рынку. Это позволит установить рыночные цены и обеспечить прозрачность в системе продаж.
- В Москве минтай может стоить от 200 до 300 рублей за килограмм, в то время как рыбаки, вылавливающие эту рыбу, получают всего 70 рублей за килограмм, - привел пример Игорь Артемьев. - Это вызывает вопросы, почему цена на минтай в России так высока, сопоставима со стоимостью мяса или даже превышает ее. Кто зарабатывает на этом искусственном увеличении цен? Оказывается, существуют организации, похожие на картели, занимающиеся перепродажей рыбы по завышенным ценам, что позволяет им получать прибыль. Таким образом, антимонопольная служба пришла к выводу, что на рынке рыбы в России функционирует "паразитическая" система.
По мнению Артемьева, лучшим средством от таких "паразитов" и является биржа. Если появится возможность приобрести товар напрямую у рыбака или первого оптовика, то все "паразиты" пойдут в никуда.
С такой позицией не согласны рыбаки Дальнего Востока. По словам президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края (АРРП), инициаторам нововведения нужно прежде всего определиться с терминологией. А именно, не путать биржевую и аукционную торговлю рыбопродукцией. Как раз вторая распространена в мире.
- Мы наблюдаем, как работают рыбные аукционы в той же Японии, когда покупатели соревнуются за конкретные уловы. Все видят партию рыбы и предлагают за нее соответствующую цену. А биржевая торговля предполагает отсутствие конкретных партий товара. Как можно на бирже торговать рыбой, если вы ее не видите? Это у нефти есть более или менее стабильное качество, свойственное тому или иному сорту, а каждая партия рыбы имеет свою особенность. Никто не знает, к примеру, какого объема будет улов, в каком состоянии рыба попадет на берег и на склад. Рыба - не биржевой товар, и так считают во всем мире, - резюмировал Георгий Мартынов.
Впрочем, это далеко не все трудности, с которыми столкнулись рыбаки Дальнего Востока в наступившем году. По словам главы АРРП, буквально дамокловым мечом продолжает висеть над предприятиями проблема закредитованности отрасли. Чтобы выполнить все условия получения инвестиционных квот, рыбакам приходится брать в банках большие суммы. Да, такая мера позволяет строить флот на российских верфях, а также развивать береговую рыбоперерабатывающую базу, но ставки по кредитам стали практически неподъемными. Главная причина - высокая ключевая ставка Банка России.
Озвучены меры поддержки отечественного рыбного хозяйства
На совещании, проведенном комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию 28 января, были озвучены меры поддержки отечественного рыбного хозяйства.
Директор департамента регулирования в области рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза РФ Евгений Кац подчеркнул, что субсидирование транспортировки рыбной продукции с Дальнего Востока в центральные регионы страны железнодорожным путем является важным элементом господдержки. В частности, средства направляют на перевозку минтая, горбуши и сардины-иваси. Финансирование программы будет продолжаться в соответствии с поручениями главы государства, заявил Евгений Кац. Это приведет к увеличению предложения и снижению цен на горбушу, минтай и иваси.
- Рыболовецкие компании ДВ региона выступили против ограничения орудий лова. К каким последствиям приведёт запрет промышленного вылова трески (подробнее)
Источник: РГ
Самый главный аргумент в пользу биржи - покупатель может напрямую покупать рыбу у рыбака. Исчезнут посредники и рыба станет дешевле.
Однако вопрос, кто будет покупать рыбу у рыбака? А покупать будет всё тот же посредник, который покупает её и сейчас. Нет у конечного покупателя ни возможности, ни желания брать огромную партию минтая, селёдки или горбуши, или чего бы то ни было.
Будет всё то же самое, только биржа ещё получит свой “маленький” процентик, что ещё увеличит цену для конечного покупателя.
Нет на бирже ни реальных продавцов, ни покупателей. Там работают биржевые дилеры и маклеры. Это ещё одна прослойка посредников
Без посредников никак не обойтись. Рыбаку надо продать весь улов, а не только минтай или треску.
Похоже, что зацикленность на бирже может оказаться вредоносной. Хорошо бы вместо этого исследовать применимость опыта аукционной торговли в Японии и Норвегии к нашим реалиям.
И вообще, если есть признаки картельных соглашений, то не пора ли власть употребить вместо продвижения недостаточно обоснованных биржевых идей?
Мое мнение ; биржа не имеет ничего общего с развитием рыбопромышленного производства и поставок. Каждый добытчик работает в формате b2b, настраивая свои процессы индивидуально, под стабильного Заказчика. От размера и сортировки до способа упаковки и паллетирования. И это игра в долгую. Мы встраиваемся в мировой процесс выпуска качественной еды, как ключ к замку. И это вряд ли публично. Второй вариант развитие собственной сети поставок, розничной и системы доставок до конечного потребителя. Оба варианта жизненны и развиваются. И цена зависит от естественной рыночной, от количества улова за период и способа получения ресурсов.
Кстати о ценах внутреннего рынка. На фоне устойчивого снижения ОДУ трески в Баренцевом море, оптовый ценник в Питере даже на мелкую треску БГ уже приблизился к 6 долларам за кг в пересчете по нынешнему курсу. И проблемы с экспортом не помеха.
























