{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Рыба была, есть и будет основой экономики Камчатки

26 октября 2007 15:52

Вахрин С.И., главный редактор сайта "Рыба Камчатского края": Иршат Разинович, сегодня практически одновременно формируются две команды, которым определено решать судьбу рыбной отрасли России. Это команда администрации "рыбного цеха страны" - Камчатского края. И это команда главного штаба рыбной отрасли России – Государственного комитета по рыболовству. Президент Российской Федерации на Президиуме Госсовета в Астрахани определил основополагающие позиции развития рыбопромышленного комплекса России – российская рыба должна, в первую очередь, идти в Россию: перерабатываться на российских береговых фабриках и заводах, в максимальном объеме обеспечивая российский рыбный рынок качественной продукцией. 

Председатель Госкомрыболовства Андрей Анатольевич Крайний в многочисленных интервью на страницах центральных газет достаточно подробно изложил свое видение проблем рыбопромышленного комплекса и основных принципов будущей работы главного рыбного ведомства. Хотелось бы узнать и Вашу позицию, Ваше видение проблем рыбацкой Камчатки и возможности их решения с максимальной пользой для края.

Ш.И.: Главная наша позиция, позиция команды губернатора Камчатского края Алексея Алексеевича Кузьмицкого, заключается в том, что рыба была, есть и будет основой экономики Камчатки. 

Вторая наша позиция определена статьей 9 Конституции Российской Федерации: "…природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории".

А третья – пунктом "в" статьи 72 основного нашего Закона: "В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: …вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами".

Именно исходя из этих принципиальных позиций, мы сегодня рассматриваем и само понятие "прибрежное рыболовство", которое не имеет еще четкого законодательного оформления и не всеми регионами понимается одинаково. Но нам понятна изначальная суть разделения промышленного рыболовства на два вида – океаническое и прибрежное. Океаническое рыболовство выделено в целях развития отечественного рыболовства в целом. Прибрежное – в целях развития конкретного рыбацкого региона. Эти два вида рыболовства - паритетные по общим государственным задачам развития рыбной отрасли. Но с точки зрения Конституции Российской Федерации и целого ряда государственных задач, связанных, прежде всего, с решением общенациональной проблем продовольственной и оборонной безопасности страны, прибрежное рыболовство имеет целый ряд приоритетов. Во-первых, именно перед прибрежным сектором рыбной экономики страны стоит задача обеспечения продуктами питания жителей страны. Во-вторых, закрепление производительных сил (постоянно проживающего населения) в приграничных рыбацких регионах является стратегической государственной задачей по обеспечению безопасности и обороны Российской Федерации. 

Поэтому мы считаем и доказываем, что прибрежное рыболовство – это промышленное рыболовство, осуществляемое не только во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, но и на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, как с берега, так и с использованием рыбопромысловых судов, с целью доставки уловов в живом охлажденном или замороженном виде на территорию Российской Федерации для переработки на береговых предприятиях и реализации на территории соответствующего субъекта Федерации.

И не случайно мы ставим вопрос о приоритетном наделении квотами на вылов (добычу) водных биологических ресурсов именно прибрежный сектор рыбной экономики, так как на него возложены исключительные по своему значению задачи общенационального характера.

Субъекты Российской Федерации должны получать столько прибрежных квот, сколько они способны переработать. Именно этот критерий – реальные возможности для переработки рыбы – должен быть определяющим с точки зрения тех государственных задач, которые поставлены сейчас перед отраслью Президентом Российской Федерации.

Что мы можем сказать сегодня об обеспеченности рыбными ресурсами рыбоперерабатывающих предприятий Камчатки? Анализ показывает, что мощности по заморозке используются на 30 процентов, по консервному производству - менее чем на 10 процентов. При этом современные возможности рыбо¬промыслового флота Камчатки позволяют выловить 1,47 миллиона тонн (как это было в начале 1990-х годов), что примерно в три раза превышает объем выделяемых сегодня для Камчатки квот.

При этом известно, что доля рыбной отрасли в составе валового регионального продукта Камчатки составляет 21,4 процента, что в 14,3 раза выше по сравнению с Хабаровским краем, в 3,7 раз выше, чем в Приморье, в 2,2 раза, чем на Сахалине, в 5 раз больше, чем в Магаданской области. В промышленном производстве доля рыбаков составляет 55 процентов. Однако именно эта отрасль находится на Камчатке в стадии затянувшегося на многие годы системного кризиса.

И еще одна очень важная деталь – Камчатка вылавливает рыбу только в прикамчатских водах, мы практически не работаем в зонах Приморья и Сахалина (только в районе Северных Курил). В то же время и Сахалин и, в первую очередь, Приморье в основном работают именно в прикамчатских промысловых районах, где в соответствии с Конституцией России, у нас должен быть несомненный приоритет при разделении квот на океанические и прибрежные.

В.С.: Иршат Разинович, но ведь практика показывает, что сегодня прибрежные квоты осваиваются не в полном объеме. Хотя это общероссийский показатель, но ведь и Камчатка не является исключением из этого правила.

Ш.Р.: Вы правильно заметили, что это общероссийская проблема и, в первую очередь, она связана с надуманной, но долгое время нерешаемой проблемой многократного пересечения государственной границы при ведении промысла и доставки рыбы на берег, а также ограничением акватории для ведения прибрежного рыболовства территориальным морем и внутренними морскими водами. А, во-вторых, по тем объектам, которые являются ценными промысловыми видами, освоение идет по максимуму. Никто, конечно, не ловит скатов и акул, хотя лимиты на них выделены значительные. Мало кто еще на Камчатке занимается водорослями. И, в-третьих, не все рыбаки показывают весь улов – по сей день еще работают так называемые "серые" схемы расчетов и продаж неучтенной рыбы в море непосредственно в местах промысла за наличные деньги. Но вот приведу один только пример – увеличение квот минтая, выделяемых для прибрежного рыболовства в Петропавловск-Командорской подзоне позволило за два года легализовать 30 тысяч тонн добываемого здесь минтая.

В.С.: Криминальный вывоз рыбы из промысловых районов России – один из тех негативных факторов экономики, о котором уже много лет говорит Владимир Владимирович Путин, начиная с того времени, когда он, будучи руководителем КРУ при Президенте РФ Б.Н. Ельцине, расследовал дело, которое вошло в историю, как "Мафия и море". И, опять же, Камчатка - не исключение, наоборот – именно из прикамчатских морей, как самых богатых рыбными ресурсами морей России, этот вывоз и осуществляется. Как Вы намерены бороться с этим явлением? Рыбоохранные службы, по-моему, давно махнули на все рукой?

Ш.И.: Мы ставим перед собой конкретную задачу оптимизации налоговых сборов. Наш краевой бюджет напрямую завязан на рыбные деньги.

Как мы считаем, перераспределение платы за пользование объектами ВБР, в части зачислений в федеральный и региональный бюджеты приморских субъектов Российской Федерации должно осуществляться в равной пропорции от общего размера сборов конкретно по каждому приморскому региону. 

При этом следует предусмотреть, что сборы за пользование анадромными видами рыб (тихоокеанскими лососями) должны в полном объеме оставаться в региональных бюджетах субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется их воспроизводство и освоение.

Оптимизация налоговых платежей должна предусматривать как изменение порядка уплаты, так и снижение ставок, вплоть до нулевых, поскольку установление дифференцированных ставок налоговых сборов за 1 тонну лососей при промысле в море и во внутренних водоёмах приводит к тому, что существующая разница в ставках препятствует промыслу лососевых. В соответствии со ст. 333. ч.2 Налогового Кодекса РФ, налоговые сборы за морскую нерку в 4 раза превышают налоговые сборы за речную нерку, по морскому и речному гольцу - в 6 раз, по морской и речной горбуше - в 175 раз.

Механизм оплаты за пользование водными биоресурсами, при котором 10 процентов суммы сборов оплачивается до выдачи разрешения на промысел, а остальная сумма вносится равными долями ежемесячно в период действия разрешения (как правило, 2-3 месяца), также препятствует рациональному промыслу. Система оплаты за ресурсы (Налоговый Кодекс РФ) в настоящее время является по своей сути предоплатой (пользователь обязан после внесения 10 процентов суммы выплачивать остальное равными долями в период действия разрешения на промысел). Существующая система оплаты водных биоресурсов может привести к необоснованным убыткам рыбопромышленных предприятий, которые оплатили объёмы водных биоресурсов, но освоить не смогли в силу ошибочности, либо неточности научных прогнозов вылова, которые не всегда оправданы на практике.

Целесообразно установить нулевые ставки для отдельных видов пользования: при поставке уловов в свежем виде на территорию России для переработки на территории РФ или реализации населению, при использовании ВБР в целях организации спортивного и любительского рыболовства.

Кроме того, следует урегулировать вопросы оптимизации ставок платы за пользование низкорентабельными и недоосваиваемыми объектами промысла. А правильнее – ограничить применение системы ОДУ только для высокорентабельных объектов промысла (минтай, треска, палтусы, ценные виды камбал, шельфовые виды крабов, ценные виды креветок…)

То есть сняв или снизив эти ограничения, связанные с платежами, как с дополнительным налогообложением, мы откроем дорогу на берег и тем предприятиям, которые пытаются скрыть уловы, чтобы уйти от налогов.

В.С.: Говоря об ограничениях применения системы ОДУ Вы не назвали такой высокорентабельный вид рыб, как тихоокеанские лососи. С чем это связано?

Ш.И.: Анадромные виды рыб, к которым относятся тихоокеанские лососи – живущие в океане, но нерестящиеся в реках, мы тоже предлагаем исключить из системы ОДУ. На Президиуме Госсовета в Астрахани об этом сделал подробный доклад губернатор Камчатского края А.А. Кузьмицкий.

В рамках действия 72-й статьи Конституции о разграничении полномочий между Российской Федерацией и её субъектами, считаем необходимым введение понятия "оперативное регулирование промысла", под которым следует понимать комплекс оперативных мер, применяемых на территории прибрежного субъекта непосредственно в период добычи (вылова) водных биоресурсов, направленных на рациональное их использование и сохранение, включающий управление сроками, районами промысла, орудиями лова и объемом добычи (вылова), изменение установленных объемов общего допустимого улова. При этом оперативное регулирование следует применять в период промысла анадромных видов рыб. Промысел должен регулироваться подзаконным актом Правительства РФ, осуществляться с отчетностью по видам рыб, в рыбопромысловом билете следует указывать общий вид – лососевые виды рыбы. При этом, освоению будут подлежать все виды лососей, что позволит исключить массовый выброс тех из них, которые в настоящее время указаны в минимальном количестве в рыбопромысловых билетах и освоение которых показывать нецелесообразно. 

То есть, таким образом, мы и лосося сохраним и нормализуем промысел.

В.С.: Иршат Разинович, а не случится так, что все эти замыслы так и останутся на бумаге, если в Государственной Думе Российской Федерации будет реализована концепция введения новых рыбных аукционов на квоты или доли квот?

Ш.И.: По этому поводу мы уже изложили Правительству РФ свою позицию "…необходимо исключить возможные варианты продажи квот на аукционах под видом "оборотоспособности долей", поскольку перераспределение долей вылова между предприятиями независимо от места их регистрации, неизбежно повлечёт переход долей квот вылова водных биоресурсов из районов с менее благоприятной экономической конъюнктурой в районы с более благоприятной экономической обстановкой. 

Практика проведения таких аукционов в 2000-2003 годах показала, что квоты скупают в первую очередь лица, аффилированные иностранным капиталом".

Ни о каком развитии прибрежного рыболовства, береговых предприятий, и отрасли в целом, тогда не может быть и речи.

В.С.: Есть ли у Вас уверенность в том, что рыбные аукционы не пройдут?

Ш.И.: У меня есть уверенность в другом – президент России Владимир Владимирович Путин уже дал конкретные поручения, направленные на развитие рыбопромышленного комплекса страны и решение тех задач, о которых я вам говорил в самом начале нашего разговора.

Самое первое, что он обозначил в своих поручениях, – прекратить бесконтрольный вывоз рыбы из России и накормить рыбой собственный народ. А для этого необходимо, как считает Президент страны, разработать федеральную целевую программу, направленную на развитие рыбохозяйственного комплекса, предусмотрев в ней комплекс мер, обеспечивающих стимулирование поставок рыбы и рыбопродукции на российский берег, а также наращивание производственных мощностей по переработке рыбы на территории России. Более того, ставится вопрос о расширении оптовой и розничной реализации морской свежей и охлажденной рыбы и морепродуктов. 

И это не все. Президент предлагает сократить число лимитируемых для промысла видов рыб. Он требует пересмотреть нормативы распределения доходов федерального бюджета, получаемых от сборов за пользование ВБР. То есть он понимает сложность проблемы и предлагает снять с рыбацкой шеи часть очень тяжелого и порой непосильного груза или хотя бы распределить этот груз так, чтобы он был разумен и подъемен. Он требует разработать нормативные правовые акты, предусматривающие сокращение сроков прохождения нашими судами пограничного, таможенного, санитарного, ветеринарного и других видов контроля. Это даже не комментируется. Говорит о необходимости совершенствования применения налога на НДС и таможенных пошлин при ввозе в страну судового и технологического оборудования, которое не производится в России.

И еще один очень важный момент – Президент поставил вопрос перед законодателями о создании Закона, в котором должна быть пересмотрена передача субъекту Российской Федерации управления прибрежным рыболовством: полномочия по распределению квот и рыбопромысловых участков, заключению договоров на пользование этими участками и предоставлению прав по изъятию квот в случае нарушения этих договоров, Правил рыболовства, действующего законодательства.

Мы знаем, что наш Президент слов на ветер не бросает. Рыбаки давно ждут таких судьбоносных решений, которые позволят отрасли не только встать на ноги, но и восстановить утраченные нами позиции, особенно на внутреннем, своем, российском рынке, куда валом валит всякая рыбная продукция отнюдь не лучшего качества со всего мира, нарушая основы основ продовольственной безопасности России. И на рыбаков Камчатки – а сегодня Камчатский край (когда мы суммировали вылов области и округа) по добыче рыбы занимает ведущее место на Дальнем Востоке, а значит и в стране в целом – и потому именно на нас возложена (даже не задача, а миссия) восстановления утраченных в силу ряда объективных причин экономических связей со всеми регионами нашей страны, на прилавках магазинов которых должна появиться камчатская рыба.

И еще – в поручении Президента России по вопросам социально-экономического развития Камчатского края есть пункт, который может стать судьбоносным для развития берегового рыбоперерабатывающего комплекса Камчатки: "…разработать комплекс мер, предусматривающих существенное снижение тарифов на электрическую и тепловую энергию в Камчатском крае, оказать в 2007 году бюджетам Камчатской области и Корякского автономного округа, а в последующие годы бюджету Камчатского края финансовую помощь с целевым направлением средств на существенное снижение тарифов на электрическую и тепловую энергию".

И этот важнейший для нас пункт уже выполнен: с 1 ноября тарифы для камчатских и корякских предприятий с 17 рублей за киловатт/час снизились до 2 рублей 65 копеек.

У Камчатки появился шанс на оздоровление экономики, в том числе и рыбной отрасли. В этом немалая заслуга губернатора Алексея Алексеевича Кузьмицкого. Уже многие предприятия заявили о готовности с 1 ноября снизить цены на свои услуги и продукцию. У предприятий появляется возможность пустить средства на развитие и модернизацию производства, на подъем судоремонтных баз и многое другое. Я считаю, что эта победа губернатора является мощным толчком к развитию экономики региона. В особенности энергоемких отраслей. Таких, например, как производство консервов и судоремонт.

Президент России и Правительство начали программу экономического оздоровления Камчатского края, программу оздоровления рыбной отрасли. Наш губернатор, я уверен, не успокоится на достигнутом и будет продолжать начатую работу по созданию оптимальных условий для развития экономики на Камчатке. 

И поэтому я спокоен за будущее Камчатки, за будущее наших рыбаков.

Рыба Камчатского края

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>