Рыбацкие проблемы не решаются из года в год
На прошлой неделе в Москве прошло совещание по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса страны, которое провел председатель российского правительства Дмитрий Медведев. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на nord-news.ru.
Участие в совещании от Северного бассейна принял генеральный директор НО "Союз рыбопромышленников Севера" Василий Никитин. Василий Федорович поделился с нами некоторыми подробностями этой встречи на высшем уровне и ответил на вопросы. - На совещание прибыли представители рыбацких ассоциаций Северного и Дальневосточного рыбопромысловых бассейнов, - сказал глава СРпС. - Из чиновников там присутствовали: вице-премьер Аркадий Дворкович, министр сельского хозяйства Николай Федоров, глава Росрыболовства Андрей Крайний, представители ФАС, ФСБ, Россельхознадзора и всех тех структур, что, так или иначе, связаны с деятельностью рыбной отрасли.
- Это было заранее запланированное мероприятие, или совещание созвали экстренно, по какой-то причине?
- Я так понимаю, что оно было запланировано, потому что 28 августа по данной тематике состоялось предварительное совещание в правительстве РФ. Оно прошло под руководством Аркадия Дворковича, там я тоже принял участие. Мы обговорили основные проблемы рыбной отрасли и пришли к выводу, что для продуктивной работы не хватает современной нормативно-правовой базы.
- Речь идёт о новых постановлениях правительства или о поправках в закон о рыболовстве?
- И о том, и о другом. Надо выяснить, что мешает работать при действующей нормативной базе, и что нужно сделать в законотворчестве в будущем. Внести изменения в действующие документы или отменить их, создав какие-то новые.
- На совещание приглашали и глав приморских регионов?
- Да, но приехали только трое: наша Марина Васильевна, Александр Жилкин, губернатор Астраханской области и вице-губернатор Сахалина Сергей Подолян. От Северного бассейна были только я и Марина Васильевна Ковтун. Не было представителей от Калининграда, Архангельска, Карелии и Ненецкого округа.
- Какова, с вашей точки зрения, была политическая или иная роль на этом совещании губернаторов?
- Наверное, Дмитрий Анатольевич решил выяснить, как они работают в "связке" с рыбным бизнесом и федеральными контролирующими структурами, потому что кроме глав регионов были приглашены и отдельные руководители предприятий. Мне понравились выступления генерального директора ООО "Южно-Курильский рыбокомбинат" Константина Коробкова и вице-президента дальневосточной компании "Посейдон" Галины Бондаренко. На предприятии Коробкова Дмитрий Анатольевич, будучи президентом, бывал не раз. И на этой встрече спросил, как у него идут дела. Коробков рассказал, что 4 года назад Россельхознадзор задержал у него партию рыбы, которая была затем сдана на холодильник, на ответственное хранение. И безвозвратно исчезла. Предприятие судилось все эти 4 года и добилось компенсации ущерба в 13 млн рублей. А виновный в этом чиновник продолжает трудиться в той же должности, на том же самом месте. Была интересна реакция Медведева. "Надо что-то делать с Россельхознадзором", - возмутился он. Ведь что такое штраф для Россельхознадзора? Это значит, что деньги на его выплату выделяются из государственного бюджета. А чиновник, опустошивший казну на 13 млн рублей, продолжает оставаться на работе. Дмитрий Анатольевич обещал принять меры по организации нормальной работы Россельхознадзора.
- Во время совещания премьер-министр обсуждал какие-то частные случаи, или все-таки звучали предложения по изменению нормативной базы?
- Он комментировал выступления участников. Я, например, рассказывал о проблеме закрытия Северным флотом районов промысла на время учений и уточнил, что у мурманских рыбаков уже есть проект соглашения с военными, который надо бы поддержать. Рыбаки не могут отменить военные учения, но мы же можем минимизировать свои потери от этих учений. Допустим, краболов сегодня ставит ловушки, а через сутки узнает, что этот район закрывается. Но ловушки - это не трал, их не поднимешь моментально. А краболову предлагается быстренько их поднять и уйти в другой район. Мы дали Медведеву проект соглашения, оформленный между правительством Мурманской области в лице вице-губернатора Павла Богушевича и Северным флотом в лице начальника штаба СФ Андрея Воложинского. Там предлагается следующее: рыбаки сдают военным программу своей работы на год, обещают уточнять ее поквартально, оговариваются объемы квот, районы промысла и объекты добычи. А военные обязуются все это учитывать в планах своих учений. К примеру: в феврале-марте идет активный промысел мойвы в районах предполагаемых учений. Надо с этим считаться, потому что рыба о планах военных не знает, у нее - путина. Но если уж совсем безвыходная ситуация, то, как минимум, за 10 дней надо предупредить рыбаков об учениях, чтобы они не шли в эти районы, не тратили деньги на переход.
- Вы считаете, что в приоритете должны быть доходы рыбной промышленности, а не интересы Минобороны? Может быть, сначала военные дают вам свою программу, а вы затем корректируете свою работу с учетом их интересов? Впрочем, о чем это я? Это же пресловутая военная тайна.
- Медведев встал на нашу сторону, сказал, что Баренцево море в первую очередь - это рыбная житница. Под рыбаков надо подстраиваться.
- На чем вы ещё акцентировали внимание на этой встрече?
- На 486-м постановлении правительства РФ, согласно которому вся выловленная рыба должна быть поставлена на отечественный берег. С недавних пор действует линия разграничения Баренцева моря между Россией и Норвегией. Мы предлагаем: то, что ловим восточнее от нее, доставляем на наш берег, что западнее - куда нам удобнее. О проблеме незаходных судов говорили Андрей Крайний и Марина Васильевна Ковтун. Я поднял также тему строительства новых судов. Сказал, что без схемы строительства, где прописано снабжение, завоз оборудования, финансирование, начинать строить в России нельзя. Привел пример по установке на траулеры системы ГЛОНАСС. То оборудование, которое мы ставим сегодня, стоит в 4 раза дороже, чем аналогичное, произведенное за границей. Но если ГЛОНАСС мы еще потянем, то вместе со строящимся судном затраты не окупятся никогда. Лозунг чиновников: давайте, стройте у нас, сказал я, должен подкрепляться схемой, где должно быть прописано - финансироваться будет так-то, ответственность налагается на того-то и т.д. Но самое главное - за границей вновь строящееся судно берется банком при выделении кредита в качестве залога. У нас такого нет. Допустим, мы построили корпус и прекратили строительство судна. За рубежом банк будет защищен: продав корпус, он вернет деньги. А наши отечественные банки не возьмут строящееся судно в залог, потому что они знают, как работают наши верфи. Все помнят, как на Дальнем Востоке научно-исследовательское судно строили 7 лет.
Затем я сказал о вновь принимаемых документах. В частности, напомнил о проекте технического регламента по выдаче разрешений на промысел. Там прописано, что иностранные судовладельцы получают разрешение на промысел в российской экономзоне по такому же принципу, как и российские. Но иностранцы сегодня в российской части Баренцева моря практически не работают. После выхода этого регламента российские рыбаки получат точно такие же правила получения разрешения на промысел в чужих экономзонах - на Фарерских островах, в Исландии, Канаде, Норвегии. Хотя сегодня мы там работаем в уведомительном порядке, оформляя уведомления через ББТУ (Баренцево-Беломорское теруправление Росрыболовства). Подобные документы, перед тем, как их утвердить, должны согласовываться с рыбаками, настаивал я. После совещания ко мне подошли Крайний и Федоров и попросили сбросить по "электронке" проект этого технического регламента, потому что они сами не знали о его существовании. А я уже сбрасывал им этот документ, еще 23 августа. Тут же мне позвонил Шаляпин Григорий Павлович, который занимается рыбаками в Минсельхозе, я и ему отправил проект этого документа. Мы случайно его "выловили" из интернета. И получили бы его утвержденным без согласования с рыбаками. Нет четкого порядка прохождения документов через заинтересованные инстанции, сказал я. Это нужно сделать, чтобы они не шли во вред рыбакам.
Сегодня существует проект государственной программы РФ о развитии рыбохозяйственного комплекса. Он появился на свет 6 сентября, и этот документ мы будем внимательно изучать и вносить в него свои предложения.
Я передал вице-премьеру перечень демократических барьеров, которые нужно устранить с учетом наших замечаний и международной практики. Даже мелкие препоны. Например, с июля этого года пограничники осуществляют свое решение, что только на трех причалах Мурманского рыбного порта можно осуществлять оформление документов о приходе и отходе судна, это 9, 10 и 11 причал. Получается, я прихожу в первый грузовой район, должен встать к причалу, чтобы оформить приход, потом заказать буксир и лоцмана, чтобы перейти на другой причал. И во время отхода судна вся эта процедура повторяется заново. А буксир сейчас стоит 20 тысяч рублей в час, и лоцманские услуги - платные. И вот такие вещи появляются без предупреждения.
Говорили много и о "прибрежке". Есть Кодекс об административных правонарушениях, а в нем - статья 8.17, по которой рыбаков привлекают к материальной ответственности за перегрузку рыбопродукции в море, причем за всю рыбу, которая была перегружена. Сергей Подолян говорил: "Но при этом нет ущерба государству. Перегрузил - нарушил какой-то пункт закона, то должен получить наказание. Мы же не против платить штрафы, но не за то, что рыбу якобы украли, а за конкретную провинность. Но рыбаков же наказывают по полной, как будто вся рыба была сворована. Считают стоимость рыбы и наказывают". Так было в прошлом году и у нас, на Северном бассейне, когда на 11,5 млн рублей наказали капитана Батманова. А на Дальнем Востоке еще и применяется статья 8.37 КоАП, тогда у рыбака конфискуют корабль. За что?! За перегруз или изготовление продукции на борту судна?
- А нельзя вообще не допускать таких нарушений?
- До 2011 года рыбопродукция на прибрежных судах перегружалась без претензий, а потом пограничники стали по другому читать закон и принялись нас штрафовать. Почему бы месяца за три не предупредить рыбаков о том, что изменились обстоятельства? У нас до 2007 года действовало в качестве защиты письмо зама главы Росрыболовства Виктора Рисованного, где говорилось о том, что перегружать рыбопродукцию в море можно. Или другой пример: в соответствии с Правилами рыболовства в Баренцевом море допускается разница в 5% в объеме заявленной на борту рыбы. Но с 2011 года пограничники стали эти 5% не учитывать, если рыба находится в таре, не предупредив об этом заранее. Мы говорили об этом региональной власти, о том, что рыбака обо всех изменениях должны быстро информировать, чтобы не было тяжких последствий. Даже если будет решена проблема незаходных судов, стимула идти в Мурманск у рыбака нет, потому что мы теряем здесь в 2-3 раза больше времени, чем в том же норвежском порту. Россия вступила в ВТО, корабли рыбаки стали понемногу покупать и модернизировать. Но избыточность контроля рушит все благие начинания. Подолян говорил, что проверять избыточность любого контроля в портах нужно ежегодно.
- Марина Васильевна Ковтун на чём акцентировала внимание?
- На аквакультуре. Говорилось о том, что во Вьетнаме за короткий промежуток времени произошел взлет аквакультуры, и сегодня там выращивается 3 млн тонн рыбы.
- Что-то я не верю - слишком астрономические цифры.
- И, тем не менее, такие цифры прозвучали. А в Китае выращивается 4 млн тонн товарной рыбы. В России - около 200 тысяч тонн. Марина Васильевна говорила, что мальки и корма должны быть отечественного производства. Я еще поднял тему реализации государственных активов. В 2013 году, согласно плану приватизации, должен быть продан Мурманский рыбный порт. Как правило, приобретенное имущество новый собственник разделяет на прибыльные и неприбыльные участки, последние затем распродаются. И наш порт исчезнет, как целостное предприятие. Также я привел пример по Архангельскому траловому флоту. Уже полгода предприятия, желающие принять участие в его покупке, не могут получить от "Газпромбанка" - организатора торгов, правила участия в конкурсе. Медведев сказал, что госактивы продаваться будут в любом случае, но предложения бизнеса надо учитывать, чтобы все было прозрачно и понятно.
- Дмитрий Анатольевич не впервые слышит о рыбацких проблемах, которые не решаются из года в год. У меня лично возникло впечатление, что и на этом совещании было переливание из пустого в порожнее. Вы верите, что в российском правительстве настроены на какие-то кардинальные изменения?
- Хочется верить. Этому способствуют два момента: во-первых, вступление России в ВТО и появление жестких условий конкуренции. Во-вторых, Медведев этим совещанием хотел дать сигнал чиновникам, федеральным и региональным: занимайтесь этой темой, в противном случае будем принимать меры. Сигнал подан, мы у себя на рыбхозсовете, который состоится 13 сентября, выносим вопросы по ВТО. Говорильня должна быть закончена. В 2017 году будут отменены пошлины, и к этому времени мы должны стать конкурентоспособными.