Рыбаки Северного бассейна ушли из российской зоны
В январе экипажи судов Северного бассейна ведут успешный промысел в 4-х основных районах: в Баренцевоморском бассейне - донных рыб, в Норвежское море - сельди в НЭЗ и путассу в ФРЗ, в ЦВА - пелагических рыб в водах Марокко и Мавритании. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/
Наиболее интересная ситуация сложилась на промысле трески и пикши. К началу февраля в море по сводкам насчитывается уже до 60 судов. Но, в отличие от прошлых лет, в российской зоне и на Смежном участке рыболовства сейчас почти никого нет. Основная часть судов ставит тралы в норвежской зоне. ПИНРО добивался этого уже несколько лет, напоминая промышленникам о необходимости реализации квот с максимальной эффективностью. В I квартале это можно сделать только в НЭЗ, частично - в районе архипелага Шпицберген. К берегам Северной Норвегии, вдоль которых расположены основные нерестилища, сейчас устремляется много крупной созревающей трески, пикши и сайды, в приловах встречаются окунь, зубатки, палтус. При обработке половозрелой рыбы можно вести заготовку икры. Здесь, как правило, отмечается наиболее высокая производительность, особенно после начала подходов мойвы.
Раньше значительная часть флота работала в более восточных районах, оставляя в море большую недополученную прибыль. Популяциям трески и пикши в «выростных» районах неизбежно наносился определённый биологический ущерб, обусловленный выбросами относительно мелкой, неинтересной для тоговых операторов рыбы. Законы рынка не меняются: более крупная рыба, как и раньше, стоит дороже. Ресурсный потенциал западных и северо-западных районов Баренцева моря использовался не в полной мере. Государство не проявляло интереса к контролю за эффективностью реализации выделенных ресурсов. Хотя преобладающее количество рыбы должно вылавливаться в районах максимальной производительности лова с наилучшимо размерно-весовым составом уловов. Только при таких условиях ресурсопользователь достигает главной цели - максимальной прибыли при реализации квот в пределах безопасных биологических границ.
Сейчас на промысле наблюдается почти идеальная картина. Траловый флот дислоцируется в основном вдоль северо-западного побережья Норвегии, суда ярусного лова - к юго-западу от о. Медвежий. За неполный месяц добыто более 17,5 тыс.т донных рыб, в том числе трески - не менее 12 тыс. т, пикши - 4 тыс. т, сайды - 1,4 тыс. т. До 90 % выловленной трески и пикши, вся сайда уложены в трюма за пределами ИЭЗ РФ. Создать такую необычную ситуацию наверно помогли и последние изменения в рыболовном законодательстве. С 1 января 2009 г. вся рыба, выловленная в ИЭЗ РФ на судах под российским флагом, для таможенного оформления должна доставляться на берег. Очевидно суовладельцы лучше других заинтересованных сторон знакомы с возможностями современной береговой инфраструктуры.
Треска и пикша в Баренцевом море на подъеме. Начинается промысел мойвы. Не видно только краболовов - все они в Киркенесе. В первые за последние 5 лет в российских водах в январе-феврале нет промышленного лова камчатского краба. В соответствии с приказом Росрыболовства № 407 от 12 декабря 2008 г «Об установлении ограничений рыболовства в Баренцевом море на 2009 г.», добыча краба камчатского запрещена с 01 января по 31 августа 2009 г. Но рядом, в норвежских водах, она идет полным ходом. На 35-й сессии СРНК по рыболовству Стороны договорились о ведении с 2007 г. раздельного управления запасом камчатского краба в своих экономических зонах.
В более южных районах рыбаки Северного бассейна ведут активный промысел пелагических рыб. В районе Лофотенских островов наблюдаются стабильные условия для промысла норвежской весенненерестующей сельди. Неплохо поработали наши рыбаки на добыче путассу в ФРЗ до начала перехода в район к западу от Британских островов. В ЦВА продолжается облов скумбрии и ставриды с приловами сардины и анчоуса. Во всех районах пелагического промысла рядом с северянами работают калининградские суда. Но заметной конкуренции они уже составить не могут. За непоный январь российский вылов сельди в Атлантике составил около 12,5 тыс. т, путассу - 11,5 тыс. т. При этом доля рыбы, выловленной судами Западного бассейна, не превышает 13 %. Еще меньше она в ЦВА. Но дефицит современного крупнотоннажного флота давно ощущается не только на Западном, но и на Северном бассейне. Перспективные районы экспедиционного промысла далеки друг от друга, при изменении ситуации на промысле или на рынке оперативно передислоцировать поредевший флот без потерь невозможно.