Рыбаков обязали доставлять выловленную рыбу на берег для таможенного оформления, но береговая инфраструктура не готова
Рыбаки с 1 января должны доставлять всю выловленную в российской экономической зоне рыбу на берег для таможенного оформления. Чиновники рассчитывают, что это поможет обелить добычу. Но береговая инфраструктура не готова, а в портах может случиться грузовой паралич, опасаются рыбаки.
По закону о рыболовстве все рыболовные суда под российским флагом, ведущие добычу в 200-мильной экономической зоне, обязаны доставлять продукцию на берег для таможенного оформления. Постановлением правительства эта мера вводится в действие с 1 января 2009 г. Оформление судов в портах должно проводиться в течение трех часов.
Ветеринарная служба при проверке будет руководствоваться так называемыми мониторинговыми исследованиями: если в районе промысла, например, минтая за последние пять лет не было обнаружено ничего, что могло бы повлиять на безопасность продукции, ветеринары будут выдавать документы, говорит высокопоставленный чиновник Россельхознадзора, попросивший об анонимности. Лабораторные исследования в таком случае, по его словам, ветеринарам не требуются.
До сих пор выловленную рыбу можно было экспортировать без захода в порт, поясняет представитель Росрыболовства Александр Савельев. Данные об объемах вылова, по его словам, брались из суточных донесений капитанов, а реальный объем вылова практически не контролировался. Добыча в экономической зоне фактически бесконтрольна - суда там могут проконтролировать разве что пограничники, говорит совладелец компании, ведущей добычу на Дальнем Востоке. Реальный объем добычи по всем валютоемким видам водных биоресурсов нужно увеличивать в среднем в 2-3 раза относительно объема выданных квот, а по крабу даже больше, говорит эксперт рыбного рынка Эдуард Васильев.
Но дальневосточная инфраструктура не готова к обязательному оформлению, утверждает чиновник одного из федеральных ведомств: порты изношены на 90%, а транспортных судов, которые должны доставлять рыбу из района промысла с рыболовных судов на берег, под российским флагом практически нет. Транспортный флот изношен на 60%, но недостатка в судах нет, парирует Александр Савельев.
Еще в октябре Ассоциация краболовов Севера, Ассоциация добытчиков минтая и Союз рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки написали письмо первому вице-премьеру Виктору Зубкову, курирующему рыбную отрасль, с просьбой перенести вступление мер в действие на 1 января 2013 г. Главы ассоциаций считают, что введение нормы "приведет к грузовому параличу в морских портах страны": складская, холодильная и погрузочно-разгрузочная инфраструктура к приему и оформлению такого объема рыбы не готова, сотрудников в контрольных органах недостаточно.
В советское время, по словам главы Ассоциации добытчиков минтая Германа Зверева, транспортных судов на весь Дальний Восток было 123, сейчас их шесть, общая мощность специализированных рыбных портов в Петропавловске-Камчатском, Владивостоке и Находке составляла 1,5-1,6 млн. т, сейчас - меньше 200 000 т. Береговая инфраструктура к поступлению рыбы и в прежних объемах была едва готова, а нового притока рыбного сырья "точно не переварит", говорит президент группы Talex Алексей Тотунов. Таможенные процедуры очень сложно уложить в три часа, опасается Андрей Овчинников, коммерческий директор УК "Находкинская база активного морского рыболовства". "Представьте транспортное судно с 5000 т груза, на нем идет рыба 10-15 добытчиков. Все они ринулись с кипами бумаг в таможню и к ветеринарам для оформления. Оба ведомства согласны на предварительное оформление, но это в любом случае огромный объем работы: и добытчикам, и госорганам придется работать круглосуточно", - говорит Андрей Овчинников.
Перерабатывать рыбу на берегу рентабельнее, чем в море, говорит гендиректор "Северной компании" Виталий Корнев, и практически весь дальневосточный и северный улов можно перерабатывать на берегу, исключение составляет минтай, добываемый в Охотском море.
Повлияет ли новое требование на себестоимость продукции, у добытчиков единого мнения нет. Олег Васютинский, вице-президент холдинга "Морская политика", ожидает увеличения расходов добытчиков на доставку рыбы и морепродуктов и, соответственно, роста себестоимости. Влияние на себестоимость будет зависеть от организации процедуры оформления в портах, говорит Корнев: если она будет быстрой и эффективной, отрасль только выиграет от повышения экспортных цен и прозрачности.
Руководитель Росрыболовства Андрей Крайний 23 декабря заявил, что срок вступления в силу новой нормы переноситься не будет, она начнет действовать с 1 января. Получить комментарии в аппарате Виктора Зубкова не удалось.