{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Рыбные импортеры останутся без работы

16 марта 2009 10:43

В 2009 году возникли серьезные проблемы у ряда мурманских компаний, занимающихся импортом рыбопродукции из Норвегии в Россию. Эти сложности связаны отнюдь не с экономическим кризисом, на который сегодня принято валить любые неурядицы. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/ со ссылкой на Рыбный Мурманск.

Большинство предприятий-импортеров до сих пор не могут приступить к работе из-за бюрократических проволочек и находятся в простое. Редакцией газеты "Рыбный Мурманск" было получено письмо от одного из руководителей мурманского предприятия, которое специализируется на поставках рыбы из Норвегии.

В письме, в частности, говорится:

"Наши сложности заключаются в том, что, что очень трудно получить разрешение на ввоз и вывоз рыбы, которые выдает Россельхознадзор. Существует федеральный закон о ветеринарии. К нему есть приказ, регулирующий выдачу этих разрешений. Он зарегистрирован в министерстве юстиции и содержит четкое описание процедуры получения разрешения. Но ежегодно к этому приказу выпускается масса внутриведомственных инструкций, не зарегистрированных в Минюсте. Они и создают все эти трудности.

Например, в 2006 году компания получала разрешение на ввоз рыбопродукции из Норвегии в Россию "вообще", без разделения по видам рыбы. В 2007 году пришлось получать разрешения на ввоз каждого вида рыбы по отдельности. Смысл этого преобразования нам, предпринимателям, так никто и не объяснил. В 2008 году все стало еще сложнее. Появилась новая инструкция, согласно которой нужно было получать отдельные разрешения не только на каждый вид рыбы, но и на каждого норвежского изготовителя импортируемой в Россию рыбопродукции.

Такими изготовителями являются не только береговые предприятия, но и рыбопромысловые суда, выпускающие мороженую или охлажденную рыбу. Только судов-морозильщиков в Норвегии зарегистрировано более 500. Получать на каждый номер судна разрешение? Это, во-первых, гигантская бумажная работа. Во-вторых, кому и зачем это нужно? К тому же, срок выдачи разрешения был увеличен с 30 до 45 дней. Несмотря на призыв Медведева пользоваться электронной связью, до сих пор все документы высылаются почтой, что дополнительно усложняет преодоление бумажных препон. Правила игры меняются так, как хочется чиновникам. Никто не учитывает, что поставщики рыбы подтверждают безопасность своей продукции с помощью документов, согласованных на межправительственном уровне.

Существуют и другие, не менее непонятные бюрократические процедуры. Несмотря на наличие международных сертификатов на поставляемую рыбу, с партии каждого изготовителя сдавать пробы на комплексные лабораторные исследования. Даже тогда, когда вся эта рыба выловлена в одном и том же районе промысла. А ведь за проведение лабораторных исследований наша компания заплатила в прошлом году порядка 600 тысяч рублей. Это ведет к удорожанию продукции на 5-6%.

Рыба, которую мы ввозим из Норвегии, поставляется и нашим компаниям, но примерно 90 процентов импортного рыбного сырья уходит за пределы Мурманской области. Сейчас разрешения на ввоз получило множество компаний - но все они из Москвы, Петербурга и Калининграда. В Мурманске же ни одна компания не получила разрешений на ввоз донных видов. Лишь одному или двум местным импортерам разрешили ввозить пелагические виды рыб. Формально аттестация норвежских рыбоперерабатывающих предприятий российскими ветеринарами производится для того, чтобы подстраховаться: мало ли, в каких условиях обрабатывают рыбу на местных береговых предприятиях. Вполне возможно, что там, к примеру, нет очистных сооружений, или не выполняются санитарные нормы. Вначале аттестовали те заводы, которые морозили пелагию - сельдь и мойву. Потом долго шла аттестация лососевых предприятий. Сейчас хотят аттестовать и океанические суда. Хотя существует общепринятая форма международного ветеринарного свидетельства, принятая в том числе и Россией. Но, как выяснилось, ветеринарным чиновникам российского Минсельхоза этого все равно мало. Как это соотнести с декларируемой свободой коммерции? Мы не вольны, к примеру, купить партию мороженой трески, выпущенную английским морозильным судном. Несмотря на то, что судно имеет европейский сертификат, современное оборудование. Ветеринары мне отвечают: нет, это судно не аттестовано российскими ветеринарными службами. И, тем не менее, Москва и Питер разрешения на ввоз получили. В этом году вообще неизвестно, получим мы или не получим эти разрешения. На все запросы пришли отказы с мотивировкой, что суда не аттестованы.

Что такое аттестовать 500 норвежских судов, которые постоянно работают в море? Судно приходит в порт, за два часа выгружает улов и снова уходит на промысел. У владельца судна уже не болит голова о том, куда эта рыба пошла дальше. Дальнейшей торговлей этим уловом занимается союз рыбопромышленников, который лишь информирует судовладельца по телефону или электронной почте о цене, по которой рыба была продана и каким образом он может получить вырученные деньги. Рыбаки там не занимаются продажей рыбы, их дело работать в океане. Торговлей занимаются другие структуры, специалисты которых хорошо разбираются в маркетинге, логистике и прочих экономических премудростях. Наше предприятие уже более десяти лет работает с одним из таких норвежских предприятий, закупающем рыбу на аукционе у разных производителей. До сих пор было достаточно иметь договор о сотрудничестве с этой фирмой. Теперь российские ветеринары обязывают нас предъявлять не только договор с норвежским экспортером, но и контракты с теми судами, у которых экспортер покупает рыбу для последующей продажи. Но каким образом заключать с ними эти контракты? Мировая практика торговли через трейдеров существует много лет. И другие страны вряд ли захотят ее менять в угоду российской бюрократии. Как это скажется на положении отечественного рыбного бизнеса, тем более в условиях нынешних экономических неурядиц, понять нетрудно".

Наш корреспондент обратился к председателю комитета по ветеринарии и охране животного мира Мурманской области Сергею Скоморохову с просьбой прокомментировать это письмо.

- Это не наши личные требования, - пояснил главный областной ветеринарный инспектор. - Есть регламент по ввозу, который утвержден Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Действительно, сейчас требуется наличие контрактов с каждым зарубежным предприятием на приобретаемую у него для импорта продукцию. И второе требование - чтобы производитель этой продукции был аттестован российскими специалистами. На официальном сайте Россельхознадзора есть перечень предприятий, ввоз продукции которых в Российскую Федерацию разрешен. Только с этими предприятиями можно заключать контракты. Например, разрешение на ввоз уже получил Мурманский рыбокомбинат.

Но возникает еще один вопрос. Норвежский посредник, поставляющий рыбу российскому импортеру, часть товара приобретает на аукционе. И далеко не всегда интересуется, кто произвел эту рыбу и аттестовано ли это предприятие российскими ветеринарами.

- Выходит, что нашим импортерам нельзя закупать рыбу, приобретенную норвежскими посредниками на аукционе?

- По логике вещей, можно, - продолжает Сергей Скоморохов. - Однако требования Москвы говорят: если предприятие закупает продукцию на аукционе, то ему нужны какие-то предварительные контракты или документы о намерениях от тех фирм, которые в этом аукционе участвуют. Конечно, это нереально и неправильно. Лучше всего, когда судно или предприятие аттестовано для ввоза продукцию в Россию, и продукцию закупать у него. И заключать их нужно не с каждым судном, а с той компанией, которой они принадлежат. Еще раз подчеркну: это не наши требования, мы не вправе здесь что-то регулировать, это компетенция Российской Федерации.

Ветеринары не отрицают: эти требования сильно затрудняют работу предприятий, занимающихся импортом в Россию рыбопродукции зарубежного производства. С другой стороны, считают областные ветеринары, таким образом государство регулирует поступление импортной рыбы. Сейчас государственная политика направлена на то, чтобы российская рыба поступала в порты России. Если же в Россию будет поступать рыбопродукция из-за рубежа по демпинговым ценам, то отечественным производителям придется туго.

Впрочем, эта аргументация вызывает некоторые сомнения. Очень сложно представить норвежское рыбное сырье, которое поставлялось бы в Россию по "демпинговым" ценам. Вряд ли это может быть выгодно самим норвежцам. Кроме того, поставляемая в Мурманскую область рыбопродукция зачастую такова, что не может конкурировать с отечественной. Если взять за пример треску, то ее тушки или филе норвежцы в Россию практически не экспортируют. По словам Сергея Скоморохова, они предпочитают ввозить к нам рыбьи "запчасти" - головы, хребты, хвосты. Говорить о том, что они могут сбить цену на отечественную треску, просто нелепо. Однако тут вступает в действие самый убойный административный аргумент: таковы федеральные требования, на уровне области ничего нельзя сделать. Вряд ли стоит надеяться и на то, что областные ветеринары обратятся в министерство сельского хозяйства с предложениями изменить существующий порядок выдачи разрешений на ввоз рыбопродукции. Это, по сути дела, нарушение субординации. Видимо, от бюрократических рогаток на своем пути мурманский рыбный бизнес избавится еще не скоро.

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>