Рыбный закон порождает беззаконие
К такому выводу пришли участники Арктической региональной конференции "Экономическая деятельность России на Арктическом региональном направлении: проблемы развития морской деятельности". По мнению собравшихся, нынешнее законодательство в сфере рыболовства и система распределения квот на пять лет не только приводят к появлению в России так называемых "квотных рантье", но и дают экономическую основу браконьерству.По словам заместителя директора административного департамента Правительства РФ, ответственного секретаря Морской коллегии при Правительстве РФ Александра БАЛЫБЕРИНА, закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" ввел "исторический принцип" распределения квот. Отныне те, кто пять лет осваивал выделенные квоты, получают право осваивать их и следующие пять лет.
"По сути, в 2004 году, когда закон вступил в силу, получившие квоты стали "квотными рантье", - считает Балыберин. - Им стало не нужно ходить в море. Заключив соглашение о совместной деятельности, они перепродают квоты другим. В результате тот, кто ходит в море, вынужден оправдать деньги, заплаченные рантье, подготовить судно, оплатить персонал и прочее. Естественно, что вернуть свои деньги он не может. Таким образом, мы имеем экономическую основу для браконьерства". И искоренить проблему, уверен специалист, как бы ни наращивала страна свои пограничные силы, не удастся до тех пор, пока эта экономическая основа существует.
С другой стороны, перед Россией сейчас остро стоит другая проблема - необходимо техническое перевооружение и обновление рыбопромыслового флота, поскольку Архангельская и Мурманская области - главные поставщики рыбы не только в Россию, но и в другие страны: Норвегию, Англию, США. И опять все упирается в несовершенное законодательство.
"Звездочка" проблемой строительства новых рыбопромысловых судов начала заниматься в 1993 году. Уже тогда состояние рыбопромыслового флота вызывало большую тревогу, сегодня оно близко к трагедии, - отметил заместитель начальника отдела экономического анализа и планирования ФГУП "МП "Звездочка" Василий ГРИШИН. - Пройдет еще несколько лет, и ловить будет нечем. Суда, которые сегодня эксплуатируются в море, имеют возраст более 30 лет. Они уже не обеспечивают безопасность мореплавания".
Между тем, как считает специалист, говорить об обновлении флота в условиях, когда рыбопромысловые компании с трудом сводят концы с концами, не приходится. "После принятия закона о рыболовстве и постановления Правительства РФ N 704 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов", область лишилась права распределять квоты, а соответственно лишилась и возможности поддержать свои рыбопромысловые организации, - пояснил Василий Гришин. - В результате наш заказчик вынужден был расторгнуть договор, и суда, строительство которых шло полным ходом, до сих пор стоят на стапелях, причем готовность одного из них превышает 95%".
Для обновления флота необходимо создать условия, при которых судовладельцам будет выгодно вкладывать средства в строительство новых судов, уверен Гришин. Для этого заказчику достаточно гарантировать выделение квот на период окупаемости судна, чтобы он смог построить в России эти суда и поставлять выловленную рыбу на российский берег для переработки. Сегодня в законодательстве нет никаких гарантий, что судовладелец такую квоту получит.
Гарантии окупаемости инвестиций необходимы, по мнению первого вице-премьера РФ Сергея ИВАНОВА, не только судовладельцам, но и инвесторам, вкладывающим средства в развитие рыбоперерабатывающих предприятий. Сейчас у них нет уверенности, что им привезут на переработку рыбу. При таких условиях, не имея гарантий получения сырья, вкладывать средства в рыбопереработку никто не будет, неоднократно отмечал Иванов.
Между тем, по словам Гришина, серьезную конкуренцию российским судостроителям сегодня создают иностранные компании. "Если наше судно стоит $8-9 млн, то семилетнее норвежское судно можно купить за $2 млн. И норвежцы будут рады его продать, потому что им впоследствии не придется сталкиваться с проблемой его утилизации. Но, в конце концов, и Россия не свалка", - считает Гришин. По его мнению, необходимо поставить серьезный барьер на пути возможности приобретения судов, уже бывших в эксплуатации, нашими российскими рыбопромысловыми организациями, тогда будут загружены работой и российские верфи.