Рыболовство – стратегический фактор социально-экономического развития прибрежных территорий

24 октября 2019 16:58

23 октября в Росрыболовстве на заседании Правления Союза рыболовецких колхозов России обсудили социально-экономическое развитие прибрежных территорий, меры государственной поддержки градо и посёлко образующих предприятий рыбохозяйственной отрасли, работающих в системе сельскохозяйственной производственной кооперации, а также избыточные требования по транспортной безопасности и безопасности мореплавания в отношении рыбопромысловых судов таких предприятий.

С основным докладом о совершенствовании законодательства и мониторинге нормативно-правовых актов в области рыболовства выступил заместитель председателя правления Росрыбколхозсоюза, эксперт проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Пётр Джунковский. «- Сегодня эффективность и конкурентоспособность рыболовецких компаний определяется обновлением основных фондов – строительством флота, береговых перерабатывающих мощностей и портовых сооружений. Поэтому, и без инвестиционных квот рыбохозяйственные организации вынуждены обновлять свои основные фонды. Но для этого рыбакам необходимы гарантии стабильности законодательства. Это позволит регионам сконцентрироваться на точках роста и улучшать жизнь населения рыбацких посёлков, остановить отток людей», - обозначил основную проблему Пётр Джунковский.

Он отметил, что в Стратегии национальной безопасности России также поставлена задача сохранения населения на окраинных территориях Западного, Северного и Дальневосточного бассейнов. В Поручениях президента Владимира Путина и в его майских указах сделан акцент на развитие малого и среднего бизнеса, предпринимательского движения и международной кооперации.

« - Государство должно ставить перед рыбаками главную задачу - накормить россиян рыбой, а рыбаки должны поставлять на стол россиянам качественную и доступную по ценам продукцию. Взамен рыбакам необходима уверенность, гарантии на сырьевые ресурсы и централизованную финансовую и организационную поддержку. На примере последних изменений, предлагаемых ФАС и Минфином сегодня происходит всё ровно наоборот – государство ставит перед рыбаком совершенно иную задачу - зарабатывать деньги для пополнения бюджета. Для органов власти разного уровня стало более важным пополнение доходной части государственной казны с помощью налогов и аукционов. Государство стало видеть в рыбаке один из источников дохода в виде сбора различных налогов, а рыбак в государстве фискальную систему, которую нужно избегать всеми законными способами. Может отсюда столько контролёров над рыбаками и постоянные поправки в законодательство?», - посетовал на сложившуюся в отрасли ситуацию представитель рыбацкого cоюза.

В ходе заседания была озвучена такая статистика – по Охотскому побережью Хабаровского края за последние 15 лет из 28,5 тыс. человек населения осталось 6,5 тысяч. Рыбаки в рамках ТОР начали возрождать на побережье судоремонтный завод, но учитывая последние законодательные новеллы, этот проект пришлось остановить. В Калининградской области по этой же причине приостановлено проектирование и строительство 14 маломерных судов.

В ходе заседания было высказано предложение в целях социально-экономического развития прибрежных рыбацких поселений ввести механизм дополнительного квотирования рыбохозяйственных организаций – рыболовецких артелей и колхозов, которые являются градо и посёлко образующими для сельских территорий и несут социальную нагрузку, осуществляя строительство социальной инфраструктуры на местах. Государству предложили поддержать социально-ориентированные рыбохозяйственные организации, которые при достаточном количестве ресурса могут взять на себя развитие прибрежных территорий. Организации, которые входят сегодня в состав Рыбакколхозсоюза занимаются как раз этим, начиная от программы Доступная рыба, снабжая рыбой местные детские сады, школы. Потому что с материка рыба туда не придёт, в данном случае в питании используется только местная рыба.

Возможно это сделать по принципу «квоты под киль», только инвестиции в данном случае направляются в социальную сферу прибрежных посёлков. В таком случае социальные квоты в сочетании с квотами добычи для промышленного и прибрежного рыболовства станут импульсом для развития сельских территорий.

О новых избыточных требованиях в части обеспечения транспортной безопасности и непосильной нагрузке на региональные предприятия рассказал Председатель Правления Калининградского областного Союза рыболовецких колхозов Олег Твердохлеб. « - Мы выполнили все условия транспортной безопасности, потратили 15 млн. рублей. Однако, результаты последующий проверки ФСБ показали отрицательный результат. Предложенные меры не стали барьером перед потенциальными террористами, которые могут проникнуть на предприятие. По сути, для рыбака мероприятия № 16-ФЗ не решают проблему транспортной безопасности и не достигают поставленной цели. Эти затраты экономике ничего не дадут, а нашим предприятиям ущерб нанесут. Поэтому Калининградская областная дума вышла с законодательной инициативой, призванной исправить эту ситуацию. Соответствующий законопроект внесён в Государственную Думу и находится в плане рассмотрения законопроектов в комитете по транспорту.

Складывается устойчивое мнение, что у нас в стране денежно-финансовая политика налажена очень хорошо, а вот к экономической политике есть большие вопросы. По Калининградской области у нас год назад образовывалось в среднем новых предприятий 6 тысяч, ликвидировалось 4 тысячи. Сейчас эта тенденция выглядит ровно наоборот. Предприятия не выдерживают финансово пресса. Рано или поздно их станет ещё меньше, в экономику никто не будет вкладываться и в бюджет ничего не будет поступать», - выразил мнение калининградских рыбаков Олег Твердохлеб.

Принимавший участие в заседании Правления Заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Пётр Савчук, сообщил – чтобы защититься от изменений «исторического принципа», предстоит представить чёткую программу в целом по отрасли, в которой будет показано, сколько с каждой тонны ресурса каждое предприятие отрасли инвестирует в развитие. « - Будем эти вопросы доказывать. Перезагрузка отрасли состоялась. В целом идём неплохо. По оценке банковского сектора рентабельность 45%. Есть вопросы, которые надо решать. На мой взгляд – это вопросы градообразующих предприятий, Северов. Мы видим, что здесь надо создавать условия стимулирования этих территорий, населённых пунктов – в этом есть значимая социальная составляющая для государства. Это то, чем в ближайшее время нам предстоит серьёзно заняться.

Увлекаемся экспортом, при этом внутренний рынок - один из существенных вопросов. Пока нет нормативной базы, чтобы это всё развернуть. С одной стороны, нужна соответствующая отдача по экспорту, но народ накормить важнее.

Касательно правил рыболовства - вопрос наиважнейший, есть проблемы в правилах рыболовства, в регулировании. Промысловые советы сегодня подняты на уровень заместителей руководителя Федерального агентства»,- отметил в своём выступлении Пётр Савчук.

В отношении снижения требований по транспортной безопасности и безопасности мореплавания Пётр Савчук обратил внимание, что в этих вопросах Россия будет следовать международным стандартам и требованиям ИМО. « - Да, в некоторых случаях абсурдно, когда у нас на некоторых предприятиях, где у нас нет пассажирских терминалов и определённых условий, где требуются такие меры. Но в любом случае минимальные требования должны быть и мы должны этому соответствовать. Возможно, рассмотреть снижение по категорийности рыболовных судов», - подчеркнул замруководителя Росрыболовтсва.

Касательно безопасности мореплавания Пётр Савчук отметил также необходимость внимательнее относиться к сохранности жизни людей, напомнив, что на любом плавсредстве работают люди, и даже в лодке они должны работать в спасательных жилетах, спасжилеты нужно закупать и минимальные требования по безопасности мореплавания выполнять. «Очень мало думаем о жизни людей, развернитесь сюда, это важная часть. Судно, экипаж готовится с берега», - резюмировал Пётр Савчук.

По итогам заседания в Росрыболовстве текущую ситуацию прокомментировала Fishnet.ru координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов, член Секции по морскому и речному транспорту Экспертного совета при комитете по транспорту и строительству Государственной Думы Анна Горнова: « - При весьма низком уровне жизни населения, Россия сегодня выходит на ведущую геополитическую позицию – таков современный мировой тренд, который требует совершенствования национального законодательства на отдельно взятых стратегически значимых направлениях государственной политики, в числе которых находится и рыбохозяйственная отрасль. У страны хорошая ресурсная база, со времён СССР остался хороший задел, но переход от системного к плановому подходу порождает внутриотраслевые сбои и несостыковки нормативно-правовой базы, которые напрямую сказываются на эффективности производств. Многое приходится исправлять и отлаживать в «ручном режиме». При этом политический результат - это всегда баланс внешнего и внутреннего. В последнее время больше выражен акцент на внешнюю политику, экспорт рыбной, сельскохозяйственной продукции. По экспорту рыбной отрасли поставлена высокая планка – увеличить объём внешней торговли рыбой и морепродуктами до 8,5 млрд. долларов в год с нынешних 5,2 млрд. Однако, необходимо обратить внимание и вовнутрь, на эффективность своих внутренних рынков и процессов. Насколько эффективны предлагаемые законодательные механизмы для внутреннего развития нашей самодостаточной страны? Для России рыболовство необходимо рассматривать как фактор геополитики и социально-экономического развития прибрежных территорий.

Рыболовецкие колхозы у нас сегодня живут по системе СПК, как сельскохозяйственные производственные кооперативы и работают закону о сельхозкооперации, а не закону об акционерных обществах».

 

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>