С литовской станции Кибартай пропадают российские рыбопродукты
Внушительная часть рыбных консервов, перевозимых из Калининградской области по железной дороге в Россию, бесследно исчезает из вагонов калининградских поездов после прохождения таможенного и ветеринарного контроля на литовской пограничной станции Кибартай. Об этом пишет газета Гудок.
Этот неприятный для калининградских грузовладельцев вопрос после довольно продолжительного перерыва вновь оказался в центре внимания.
Представитель экспедиторской фирмы ООО «Евробайк-2» Михаил Лукашевич, занимающийся перевозками рыбных консервов, на встрече руководства КЖД с представителями грузообразующих предприятий привёл примеры воровства продукции из вагонов на станции Кибартай.
По его словам, пользуясь предоставленным Евросоюзом правом на ветеринарный контроль перевозимой через границу продукции животного происхождения, литовцы после передачи им со станции Нестеров на станцию Кибартай гружёных вагонов ставят эти вагоны в тупик.
«И затем якобы для проведения лабораторного анализа берут на пробу по 40 – 60 упаковок с консервными банками. Вес каждой пачки составляет не менее 20 кг, – говорит Михаил Лукашевич. – Не нужно быть специалистом по санитарному контролю, чтобы понять, что это во много раз больше, чем требуется. Причём берут в основном банки со шпротами и другими высококачественными и дорогими консервами, а, например, кильку в томатном соусе трогают редко».
После изъятия продукции на дверях вагона ставится пломба, которая согласно международным правилам юридически приравнивается к пломбе на станции отправления. Поэтому за недостающий груз после прибытия вагона к месту назначения расплачивается грузоотправитель.
От подобного рода хищений страдает большинство рыбопереработчиков Калининградского региона.
По словам одного из руководителей ООО «Калининградский рыбоконсервный комбинат» Владимира Королева, нередко вес изымаемого для «ветеринарного анализа» груза достигает ста и более килограммов. А по информации, полученной от очевидцев, к досматриваемым вагонам нередко подгоняют небольшой фургон.
Как рассказала директор калининградского филиала ОАО «Рефсервис» Людмила Кленова, вагоны со скоропортящимися грузами передаются со станции Нестеров на станцию Кибартай партиями по 10 – 15 единиц. Их средний простой при пограничном досмотре составляет 14 часов. Литовцы не допускают к контролю представителей КЖД. И если за досмотром вагонов-термосов иногда могут проследить механики рефсекций, то о крытых вагонах говорить не приходится. О фактах хищений владельцы груза узнают только после того, как с места выгрузки им присылают акты о недостаче.
Грузоотправители и компании-экспедиторы попросили железнодорожников повлиять на литовских стражей границы. Ведь с этой проблемой КЖД сталкивается не в первый раз. После того как в январе прошлого года у руководства магистрали оказался список предприятий, пострадавших от недостачи грузов, начальник КЖД Иван Беседин на встречах с литовскими коллегами не раз поднимал этот вопрос, обращая внимание на конкретные жалобы грузоотправителей.
Литовские представители утверждали, что украсть продукцию из вагонов невозможно, так как их вскрытие проводится комиссионно. Возможно, намекали соседи, вагоны недогружают ещё в России.
«Но в России уже давно погрузка ведётся с участием специальной комиссии и представителей юридической службы. А документы на объём груза заверяются нотариусом», – говорит Михаил Лукашевич.
Полтора года назад литовские таможенники предложили российским грузоотправителям совместно досматривать вагоны и оформить для представителя калининградских экспедиторов специальный пропуск на станцию Кибартай.
«Но мы тогда этой возможностью не воспользовались, – сожалеет сегодня Михаил Лукашевич. – Ведь сразу после скандальных материалов в СМИ, к нашему удовольствию, хищения прекратились. Это нас успокоило. Но сейчас всё повторяется, и не в меньших масштабах».
Новый вал хищений заставил экспедиторов и грузовладельцев вновь обратиться к КЖД с просьбой повлиять на представителей литовских пограничных и транспортных ведомств и направить на станцию Кибартай постоянного уполномоченного, который присутствовал бы на вскрытии каждого вагона, гружённого рыбными консервами.
Руководство КЖД заверило своих клиентов, что литовская сторона будет оперативно получать данные о вскрывшихся фактах хищений. Также магистраль постарается добиться от соседей разрешения на участие калининградских грузоотправителей в досмотре на станции Кибартай составов со скоропортящейся продукцией.
Всю полученную информацию о новых фактах хищений на погранстанции будут направлять в правоохранительные органы.
Справка «Гудка»
В прошлом году через международный погранпереход на российско-литовской границе Нестеров – Кибартай в Россию и страны СНГ перевезено: консервов мясных – 921 вагон общим весом 57362 тонны, консервов рыбных – 1960 вагонов общим весом 111920 тонн, мороженой рыбы – 798 вагонов общим весом 44090 тонн.
Калининградским представительством ОАО «Рефсервис» в 2007 году по этому маршруту отправлено мороженой рыбы – 798 вагонов весом 441100 тонн, рыбных консервов – 1041 вагон весом 55000 тонн.
За пять месяцев 2008 года предприятия Калининградской области по железной дороге через российско-литовскую границу перевезли в Россию и государства СНГ 368 вагонов с мясными консервами весом 22187 тонн, 773 вагона рыбных консервов весом 43941 тонна, 216 вагонов мороженой рыбы весом 12484 тонны.