{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Сергей Сенников: «Насколько мурманский порт подготовился к новым условиям хозяйствования, мы узнаем, когда начнутся выгрузки больших объе

2 февраля 2009 11:05

Консультант по международному праву «Группы компаний ФОР» Сергей Сенников считает, что измененные правила рыболовства будут способствовать развитию портовой инфраструктуры. В интервью «Эксперту С-З» он рассказал о преимуществах нового законодательства, норвежской практике регулирования рыболовной отрасли, а также о проблемах отечественной прикладной науки. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на Эксперт.

– Хватит ли Мурманскому морскому порту мощностей, если вся выловленная рыба «развернется» из Норвегии в Россию?

– О том, что поправки к закону о рыболовстве вступят в силу с 2009 года, было известно полгода назад. Местные власти и администрация порта заявили о готовности принимать большее количество рыбы, а также о соблюдении более жестких нормативов разгрузки судов – не более трех часов. Без сомнения, модернизацию портов и портовой инфраструктуры начинать необходимо, и загрузка наших портов рыбой с российских рыболовных судов будет стимулом для таких изменений. Но это не должно негативно сказаться на рыбопромысловых компаниях. А насколько порт подготовился к новым условиям хозяйствования, мы узнаем в ближайшее время, когда начнутся выгрузки больших объемов рыбы.

Необходимо отметить, что российские суда ведут промысел не только в Баренцевом, но и в Норвежском море и в акватории архипелага Шпицберген. И в соответствии с российско-норвежскими договорами наши суда имеют право по-прежнему осуществлять выгрузки уловов в норвежских и других западноевропейских портах, если рыба выловлена за пределами Баренцева моря. Главное, чтобы у судов были квоты, поскольку ни один европейский порт не примет улов без доказательства его легального происхождения. Теперь даже норвежцы признают, что проблема браконьерства в Баренцевом и Норвежском морях носит уже не тот размах, о котором ранее заявлялось, и оцениваемый объем незаконного вылова существенно снизился.

– Российские судовладельцы теперь имеют право получать квоты сроком на 10 лет. Отличается ли наше теперешнее законодательство от норвежского?

– В Норвегии квоты распределяются иначе. Не вдаваясь в детали, можно сказать, что там доли объема допустимого улова (ОДУ) предоставляются не судовладельцам, а конкретным судам. Причем все рыболовные суда страны делятся на две основные группы в зависимости от длины судна. Суда одной группы осуществляют прибрежный промысел, и на них выделяются прибрежные квоты. Как правило, такие суда не оснащены холодильным оборудованием – они доставляют на берег свежую или охлажденную рыбу, которая выгружается на береговые рыбоперерабатывающие предприятия и достаточно быстро оказывается в магазине или поставляется на рынки в другие страны.

Другая группа – суда океанического промысла. Они вылавливают большие объемы и либо доставляют рыбу в охлажденном виде на норвежские рыбоперерабатывающие предприятия, либо обрабатывают и замораживают рыбу на борту и отгружают ее покупателю. Жесткого положения о том, что вся рыба должна отгружаться в Норвегии, не существует, но, исходя из промысловой обстановки и доступности запаса для норвежских промысловых судов, им выгоднее выгружать основной объем своего улова на норвежские предприятия. Норвежский судовладелец имеет право поставлять продукцию в ту страну, с компанией которой он имеет договор, такая продажа может осуществляться как по прямым договорам, так и через систему аукционов. Но все сделки регистрируются в соответствующих торговых союзах в зависимости от вида рыбы.

– Считаете ли вы правильным решение об уменьшении числа видов промысловых рыб, на которые распространяется ОДУ? Не нарушит ли неконтролируемый вылов биологический баланс?

– Уменьшение числа квотируемых видов не означает, что рыбаки будут ловить все подряд. Но они, например, не будут избавляться от рыбы, попавшей в прилов, они смогут доставить ее на берег и продать, не опасаясь того, что не имели необходимой квоты. Это существенно облегчит жизнь рыбаков прибрежного промысла.

– Руководитель Росрыболовства Андрей Крайний желает возродить сеть магазинов «Океан». Как вы относитесь к этой идее?

– Идея неплохая, поскольку нет смысла морозить всю выловленную рыбу. А свежая или охлажденная рыба с судов, ведущих прибрежный промысел, должна быстро поступать на прилавки местных магазинов. Она будет дешевле, чем треска, но при этом так же вкусна и полезна. Я помню прежние магазины «Океан», в них было несколько сортов живой рыбы. К сожалению, потребитель успел от свежей рыбы отвыкнуть, да и сеть приема продукции с судов, ведущих прибрежный промысел, должна быть значительно расширена. К слову, это позволит создать новые рабочие места.

– Теперь практически не существует научных квот – вся выловленная в целях научных исследований рыба должна быть возвращена в море. Это правильное решение?

– В условиях ненадлежащего финансирования прикладных исследований получение научных квот позволяло находить средства на выполнение научных работ и проведение экспедиций. Если бы наши институты, такие как Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича, полностью финансировались государством в необходимом объеме (как это практикуется в Норвегии), то решение было бы абсолютно правильным: наука – это не коммерция. Но на сегодня мне неизвестно, планируется ли увеличить финансирование рыбохозяйственных исследований. Это может означать, что экспедиции и вся исследовательская работа могут быть сокращены, что крайне негативно повлияет на качество научных оценок, систему мониторинга биоресурсов и рекомендации по состоянию основных промысловых запасов. Нельзя забывать, что рыбохозяйственная наука – один из ключевых элементов в системе эффективного управления промысловыми запасами.

Источник: Эксперт


Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>