Штрафные санкции и штрафные лоции

13 января 2016 09:24

Камчатский суд пришел к выводу, что капитанов и судовладельцев можно привлекать к административной ответственности за нарушение лоций. Это открывает перед пограничными органами большие возможности. Об этом сообщает rybak.kam-kray.ru.

В море существуют режимные районы, которые по требованию военных закрыты для гражданского флота. Здесь запрещены постановка на якорь, использование орудий лова и т. д. Причина секретная, но легко догадаться, что здесь находится имущество военного назначения (например, линии связи), которое лучше обходить стороной.

Поскольку рыболовный флот в этих районах не работает, рыбы в них больше, чем в зонах активного промысла. Это привлекает рисковых капитанов, которые иногда заходят туда ради хорошего улова. Бесспорно, они заслуживают наказания. Но по какой статье?

С 2015 года камчатское пограничное управление стало наказывать их по ч. 2 ст. 8.17 КоАП (нарушение правил добычи водных биоресурсов). По той же статье за те же действия привлекают к ответственности и судовладельцев. Причем их не только штрафуют, но еще предъявляют им иски о взыскании ущерба, «причиненного незаконным выловом водных биоресурсов». А это миллионы и миллионы рублей.

Данная точка зрения пограничников спорна, ведь режимные районы закрыты в интересах обороны, а не ради сохранения биоресурсов. Промысел в них (если он ведется в пределах квот) не наносит ущерба природе. Тем не менее такие административные дела уже поставлены на поток. Сначала эту практику обкатали на небольших фирмах, теперь очередь дошла и до крупных предприятий.

Капитан РС «Маневренный» был одним из первых, кто попал под раздачу. Его судно было обнаружено в режимном районе № 75 в Авачинском заливе в феврале 2015-го. В результате по ч. 2 ст. 8.17 КоАП наказаны и капитан (штраф – более 200 тысяч рублей), и предприятие (штраф – более 500 тысяч). Видимо, также будут предъявлены иски о взыскании ущерба.

Капитан обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд, чтобы обжаловать это решение. При рассмотрении дела суд столкнулся с нестандартной ситуацией: он не смог установить, каким же нормативным актом или законом упомянутые районы объявлены режимными.

Да, действительно, в правилах рыболовства говорится, что запрещено вести промысел в закрытых районах. Но если район закрыт, то это ограничение должно являться результатом принятия соответствующего закона или другого правого акта. У этого документа должно быть название. В нем должно быть указано, когда и кем он принят. Он должен быть опубликован для всеобщего ознакомления. Проблема в том, что ни рыбаки, ни даже пограничники не видели этого документа. То ли он засекречен, то ли его вовсе не существует.

Единственное, на что могут сослаться пограничные инспекторы, – это географические карты и лоции, на которых обозначены режимные районы. Но они не являются нормативными правовыми актами. Это просто описание морей, океанов и прибрежной полосы. Однако суду лоций оказалось достаточно. В декабре 2015 года он отказал капитану в удовлетворении его жалобы.

Вот как суд обосновал свое решение: «Запрет на осуществление лова рыбы придонными орудиями лова, придонных тралений в районе № 75 в Авачинском заливе, прописан в «Лоции Берингова моря», части 1, Западная часть моря, стр. 116, Авачинский залив».

Если суд позволяет привлекать физических и юридических лиц к административной ответственности за нарушение лоций, то это открывает широкие возможности перед пограничными органами. Ведь лоций существует много. В каждой обозначены свои запреты, границы. Можно, к примеру, взять на вооружение первую лоцию Охотского моря, изданную в 1907 году. Современные капитаны ее наверняка не видели и поэтому не соблюдают, а это явное нарушение административного кодекса.

Ряд капитанов и предприятий, которых подобным образом наказали за промысел в режимных районах, не согласились с такой позицией камчатского суда и пытаются ее обжаловать. Одна из жалоб сейчас находится на рассмотрении в Верховном суде России.

Источник: Рыбак Камчатки
{{countTopicsText}}
13 января 2016 15:02
А МППСС-72 являются нормативным актом или нет? Если нет, то почему в случае их нарушения судоводители привлекаются к ответственности вплоть до уголовной? Пример с лоцией издания 1907 года очень наглядный. Тогда может быть надо руководствоваться и уголовным правом начала 20 века? Или лучше эпохи рабовладельческого строя и рубить головы провинившимся. Сведения о запретных и режимных районах перед внесением в лоции помещаются в Извещениях мореплавателям (ИМ), которые обязаны читать все мореплаватели и по которым корректируются навигационные карты и лоции.  ИМ издаются соответствующими гидрографическими службами. Прежде чем публиковать такой материал неплохо было бы ознакомиться с навигационно-гидрографическим обеспечением общего мореплавания в Российской Федерации, особенно в части ответственности за нарушение правил плавания прописанных в ИМ и лоциях. Лоции создаются не для того, чтобы их не выполняли, а для того, чтобы всякий кто вышел в море строго ими руководствовались. Аварий, в результате которых гибнут сотни людей и так хватает. 
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>