Система дальней идентификации и слежения за судами
1 января 2008 года вступили в силу поправки к главе V «Безопасность мореплавания» Международной конвенции СОЛАС. Указанными поправками в главу V вводится новое правило «Система дальней идентификации и слежения за судами (СДИ)», которым определены типы судов и сроки их оснащения оборудованием СДИ, а также определены общие принципы функционирования СДИ и взаимодействия вовлеченных сторон.
Работа по внедрению новых требований в РС началась задолго до их вступления в силу. Разработка требований правил РС координировалась Научно-техническим советом РС. На основании резолюций ИМО (MSC.202(81), MSC.210(81)) были разработаны технико-эксплуатационные требования к судовому оборудованию СДИ. Подготовлен Бюллетень изменений и дополнений к Правилам РС по оборудованию морских судов. На семинарах в Центре подготовки персонала были детально обсуждены новые требования и задачи, которые необходимо выполнить при их внедрении. Н.А. Решетов, генеральный директор РС, обращаясь к персоналу, отметил: «Внедрение СДИ - сложный проект. Безусловно, начальный этап внедрения СДИ будет сопряжен с неизбежными в таких случаях трудностями технического и организационного характера, своевременное решение которых невозможно без совместных усилий со стороны всего морского сообщества».
Проведение разъяснительной работы с судовладельцами является одним из важных этапов подготовки к неукоснительному выполнению резолюций ИМО. РС заблаговременно проинформировал судовладельцев о предстоящем внедрении требований СДИ. Информация об изменениях в Правилах Регистра также доведена до сведения судовладельцев. Н.А. Решетов подчеркнул: «Выполнение требований резолюций ИМО, касающихся СДИ, позволит повысить эффективность комплексного использования современных судовых и береговых систем связи и навигации, разработанных и применяемых по единым стандартам и правилам, как для обеспечения безопасности мореплавания и охраны окружающей среды, так и для обеспечения морской безопасности (охраны) судов и портовых сооружений». Проведенные мероприятия и мероприятия, запланированные на ближайшее будущее, позволят обеспечить своевременное оснащение судов оборудованием СДИ.
Основное назначение СДИ - это глобальная идентификация судов и контроль их местоположения в мировом океане. Поправки к главе V МК СОЛАС устанавливают положения, позволяющие Договаривающимся правительствам осуществлять опознавание судов и слежение за ними на дальнем расстоянии. Договаривающиеся правительства должны иметь возможность получать информацию об опознавании судов и слежении за ними на дальнем расстоянии, что необходимо для выполнения функций и обязательств государства флага, государства порта и прибрежного государства по обеспечению безопасности судоходства, включая поиск и спасание терпящих бедствие судов и людей, защиту окружающей среды, а также для оперативного заблаговременного оповещения в случае возникновения потенциальной террористической угрозы судну и его экипажу.