Ситуация с продажами рыбы и морепродуктов в Японии в розничных сетях в первом квартале 2008 г.
В первом квартале 2008 года общая ситуация на японском рынке пищевой продукции в целом и рыбы и морепродуктов в частности складывалась под исключительно сильным влиянием инцидента с пищевыми отравлениями замороженными пельменями китайского производства, который случился приблизительно в конце января. Такая информация поступила в https://www.fishnet.ru/ с российского ДВ со ссылкой на японские источники по состоянию на 29.04.2008 г.
В результате этого инцидента и под воздействием всех составляющих шлейфа его влияния на поведение участников рынка и конечных потребителей и сократились поставки китайской продукции в Японию, и снизилась активность спроса на нее. Многие японские оптовики и производители готовой рыбопродукции очень рассчитывали на то, что это хотя бы на какое-то время восстановить прежнюю активность спроса на рыбу и морепродукты, однако эти надежды оказались не слишком обоснованными, поскольку переключение спроса действительно произошло, но намного больше это благоприятствовало продажам мяса и мясопродуктов, нежели продажам рыбы и морепродуктов.
Регулярное статистическое обследование положение с продажами в розничных сетях охватывает 75 компаний оптовой торговли, оперирующих приблизительно 8,65 тыс.т супермаркетов (исключая универсальные магазины и прочие крупные торговые заведения, в том числе т.н. CVS, или convenience stores). В марте общая стоимость продаж рыбы и морепродуктов в обследованных сетях составило менее 70,0 млрд. иен, сократившись на 0,5% (на 6,3% если учитывать данные по вновь открытым заведениям). Рыба и морепродукты оказались единственной из основных групп товаров пищевого назначения, продажи в которой сократились по сравнению с прошлым годом. В то же время общая стоимость продаж пищевой продукции в целом увеличилась на 2,7%, до 666,2 млрд. иен, а общая стоимость продаж мяса и мясопродуктов увеличилась более чем на 5,5, превысив 73,0 млрд. иен.
Специалисты рынка отмечают, что инцидент с отравлениями китайскими пельменями и шумиха вокруг него, поднятая в массмедиа, пришлись на последние числа января и воздействие этого фактора наблюдалось полностью и в феврале, и в марте. И уже в феврале тенденция замещения китайской продукции продажами мяса и мяса продуктов (колбас и т.д.), в основном национального производства, но также и импортной, обнаружилась достаточно четко. Развитие продаж рыбы и морепродуктов было не слишком активным, но многие участники рынка основные надежды в этом плане связывали с мартом, но и в марте улучшения ситуации в этом секторе не произошло. А общее мнение о продолжающемся сужении размеров рынка подтверждалось совершенно официальными данными по семейному потреблению, которые собираются ведомствами, входящими в состав правительственных органов.
Особенно остро воспринимается участниками японского рынка рыбы и морепродуктов мартовские неудачи из-за того, что ситуация теоретически просто обязана был быть намного более благоприятной. После январского инцидента с отравлениями оптовики почти сразу стали говорить о том, что более всего пострадают продажи пищевой продукции с высокой степенью переработки и готовой к употреблению. В действительности так оно и произошло, в среде конечных потребителей распространились страхи (считается, что чрезмерные) перед такой продукцией и это привело к заметному увеличению продаж таких продуктов питания, которые необходимо готовить самостоятельно, однако продажи рыбы и морепродуктов продолжали сокращаться, а увеличились продажи мяса и морепродуктов, причем в основном за счет роста продаж мяса птицы и свинины, которые предлагаются по намного менее высоким ценам, чем говядина и некоторые другие виды.
Тем не менее, участники рынка рыбы и морепродуктов продолжают надеяться на улучшение ситуации уже в самой близкой перспективе. Эти надежды на этот раз связаны в первую очередь с ростом цен на мировом рынке на пшеницу и хлебопекарную муку. Предполагается, что этот рост в конечном итоге может облегчить условия для восстановления спроса на рис и блюда из риса, а это может дать шанс на увеличение продаж рыбы и морепродуктов, поскольку рис и рыба и морепродукты сочетаются наиболее гармонично, причем не только при традиционном приготовлении.