Ситуация в чилийском лососеводстве и перспективы японского рынка в ноябре 2008 г.
По данным японских импортеров, финансовое положение большей части чилийских производителей культивированного лосося в октябре оказалось крайне близким к критическому, что заставило правительство Чили взяться за разработку срочных мер помощи отрасли. Такая информация поступила в https://www.fishnet.ru/ с российского ДВ со ссылкой на японские источники по состоянию на 19.11.2008 г.
Отмечается, что меры финансовой поддержки теоретически могут оказаться достаточно эффективными и создадут условиях как для стабилизации текущей ситуации, так и для обеспечения дальнейшего прогресса отрасли, но в текущем плане японские пользователи продолжают рассчитывать на то, что чилийские производители в качестве по крайней мере одного из путей выхода из кризиса попытаются ускорить ход реализации сезонной продукции, в том числе и на японском рынке, и сделают цены своих предложений более привлекательными, чем они были последние пять-шесть месяцев.
Сообщается, что чилийские власти уже якобы приняли решение об оказании финансовой поддержки отрасли по разведению лосося в размере приблизительно US$500,0 млн. Эта помощь призвана, если она будет действительно оказана, помочь производителям решить целый клубок острых проблем, которые были вызваны такими разнородными факторами, как последствия болезней семги, резкое замедление темпов отгрузок форели в Россию и трудности со своевременным получением средств за уже отгруженную зарубежным получателям продукцию.
Отмечается, что власти Чили, проявляя уважение к отрасли как одной из наиболее перспективных, во главу угла ставят проблему сохранения уровня занятости трудоспособного населения в районах производства. Отмечается, также, что, если судить по сообщениям с мест, подтверждения реальными действиями намерений властей пока не последовало, но производители продолжают надеяться на то, что меры по поддержке не будут ограничены только финансовой помощью в размере до полумиллиарда долларов США, поскольку положение большей части производителей в октябре стало просто отчаянным и куча проблем только разрастается.
Как полагают японские специалисты, основная тяжесть проблем чилийских производителей культивированного лосося лежит в области банковского кредитования. Кроме того, очень серьезные трудности могли возникнуть вследствие резкого изменения соотношения валютных курсов, а также из-за замедления темпов поступления средств в оплату поставок, что наблюдалось на примере экспорта форели. Некоторые импортеры опасаются, что чилийские производители решат в полной мере опереться на свои позиции на японском рынке и попытаются резким повышением цен реальных продаж кижуча и форели на этот рынок компенсировать если не все, то основные проблемы в финансовой сфере, вызванные проблемами с реализацией семги и форели на прочие рынки в Северной и Южной Америках и в Европе (отгрузки семги и форели в июле и августе, то есть до начала кризиса, развивались очень активно, только на российском направлении было отгружено более 5,0 тыс.т форели и около 1,5 тыс.т семги и за значительную часть этой продукции, по некоторым данным, средства по оплате не поступили).
В то же время ситуация на японском рынке вроде бы не дает чилийской стороне серьезных оснований для того, чтобы рассчитывать на возможность быстрого повышения цен. Еще до начала мирового финансового кризиса чилийские производители, распространяя сообщения о своих планах по сокращению производства кижуча для рынка Японии, начали сезонные продажи с активных предложений по ценам на уровне US$5,30/кг (на условиях КАФ Япония, за мороженую обезглавленную потрошеную продукцию сорта PREMIUM основной навеской 4-6 фунтов, или 1,8-2,7 кг). Однако быстрого развития переговоры по новым условиям поставок не получили, а резкое изменение ситуации к середине осени привело к тому, что японская сторона вообще перестала проявлять активный интерес, заявляя, что пользователи еще более настойчиво ждут снижения цен на чилийского кижуча. Стороны, таким образом, остались на диаметрально противоположных ценовых позициях, ход переговоров с основными импортерами, как сообщается, фактически застопорился, а с чилийской стороны стали звучать заявления о том, что даже стартовые цены предложений уже не могут считаться приемлемыми, поскольку общая ситуация с производством всех видов лосося в Чили очень тяжелая и размер уже понесенных убытков заставляет искать пути для возмещения потерь в реальные сроки.
Отмечается в этой связи, что несмотря на кажущуюся жесткость чилийской позиции насущная необходимость ускорить процесс реализации и получения оборотных средств вполне может заставить производителей в неофициальном порядке пойти на продажи по низким ценам. Этот момент не может не быть фактором, который заставляет импортеров быть еще более осторожными, поскольку в случае заключения крупных сезонных контрактов по относительно высоким ценам они рискуют встретиться с убытками. Общее самочувствие чилийской отрасли конечно же не может не беспокоить импортеров, заинтересованных в ее стабильном развитии, но уже в середине ноября стали поступать сообщения о том, что уровень 600 иен/кг по продукции нового сезона воспринимается многими пользователями как неприемлемо высокий, в том числе и вследствие сильного курса иены, и они ждут предложений по менее высоким ценам.
Некоторые импортеры также считают цены на уровне 600 иен/кг непроходными в новых условиях и поэтому контрактную цену на уровне US$5,30/кг также считают абсолютно неприемлемой. Кроме того, явная сдержанность реакции импортеров на предложения чилийской стороны объясняется, как полагают специалисты рынка, наличие сравнительно активного предложения на японском рынке чилийской продукции прошлого сезона поставок (2007-2008 годов), тогда как новый сезон начинался в условиях, когда многие рассчитывали на ограниченный характер и даже недостаточность наличного предложения продукции прошлого сезона. В целом же, по мнению специалистов рынка, импортерам хотелось бы дождаться стабилизации положения и появления большей определенности с производством и поставками, во всяком случае, им совсем не хочется попасть в такое положение, когда одновременно с предложениями продукции, закупленной по официальным ценам, на рынке будет фигурировать информация о срочных продажах по бросовым ценам, причем не только продукции прошлого сезона, но и продукции нового сезона (2008-2009 годов).