{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Сколько платит рыбная отрасль?

10 сентября 2015 10:07

Эксперты РСПП рассчитали налоговую нагрузку на различные отрасли экономики. В своих расчётах они относили объём налоговых платежей не к обороту. Таким образом, в доход – валовую добавленную стоимость – не включались материальные затраты и амортизация. Думаю, что такой подход более точный, чем методология ФНС, согласно которой получается: чем больше материальные затраты и амортизация – тем меньше налоговая нагрузка (и наоборот). Об этом сообщает на своей странице в жж Герман Зверев (Президент АДМ).

Кроме того, в отличие от ФНС при оценке налоговой нагрузки учитывается объём страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование и страховых премий на обязательное страхование опасных производственных объектов. Налог на доходы физических лиц, напротив, не учитывается, поскольку он не создаёт дополнительной налоговой нагрузки.

В настоящее время, хотя и признаётся факт экономического кризиса, снижения налоговой нагрузки не происходит. Нынешний экономический кризис отличается от кризиса 2009 года тем, что он будет более продолжительным. Однако пока это обстоятельство никоим образом не отразилось на уровне налоговой нагрузки.

В целом можно сделать вывод о том, что, несмотря на сегодняшнюю кризисную ситуацию в экономике, никакого снижения налоговой нагрузки не произошло.

В настоящее время государством декларируется обещание не повышать налоги до 2018 года. Однако не повышение (замораживание) налогов не гарантирует не повышения налоговой нагрузки, потому что сохранение на прежнем уровне номинальных ставок налогов не отменяет идей о введении новых налогов и сборов. Налоговая нагрузка зависит не только от величины налогов, но и от налоговой базы, оборота предприятия и объёма валовой добавленной стоимости.

Таким образом, задача обеспечения умеренной налоговой нагрузки не может подменяться задачей не повышения налогов.

Было бы правильно принять несколько важных решений.

Прежде всего, увязать методику ФНС России и методику расчёта налоговой нагрузки в ежегодных Основных направлениях налоговой политики. Пока что в правительстве отсутствует единый методологический подход оценки налоговой нагрузки по отраслям. Так, налоговая нагрузка в рыбной отрасли оценивается по-разному: один показатель – 11,8%, другой показатель – 15,2%. Разница существенная!

Необходимо обеспечить методологическое однообразие расчёта показателей налоговой нагрузки на всём анализируемом временном ряде. Это позволит обеспечить сравнимость показателей, что важно с точки зрения обеспечения корректности получаемых из соответствующего анализа выводов. Пока что мы имеем «разорванные» показатели.

При оценке налоговой нагрузки на бизнес следует исключать из расчёта налог на доходы физических лиц (НДФЛ), поскольку работодатель в уплате данного налога является не налогоплательщиком, а налоговым агентом. А вот страховые взносы во внебюджетные фонды требуется включать в расчёты, поскольку они создают нагрузку именно на работодателя. К сожалению, Минвостокразвития не учитывает этот факт в своих расчётах, что существенно искажает уровень налоговой нагрузки в рыбной отрасли.

При расчёте налоговой нагрузки по видам экономической деятельности объём налогов и других платежей (в числителе) корректнее всего соотносить с объёмом валовой добавленной стоимости (в знаменателе). Вариант расчёта с отнесением налогов к обороту (выручке от реализации) следует рассматривать как промежуточный, обеспечивающий преемственность с используемой в настоящее время методикой ФНС России. Не более!

При анализе динамики налоговой нагрузки как на уровне макроэкономики (страна, виды экономической деятельности, отдельные группы налогоплательщиков), так и на уровне отдельных предприятий необходимо обеспечивать сопоставимость сравнений. Целесообразно сравнивать динамику показателей не столько с предыдущими годами, сколько с годами, в которых были схожие экономических условиях (период кризиса – с периодом кризиса, период подъёма – с периодом подъёма). Как раз в этом методологическая ошибка критиков «исторического принципа».

Они игнорируют фундаментальный экономический факт – десятилетние квоты были закреплены за предприятиями как раз накануне масштабного экономического кризиса 2008 – 2009 годов и резкого удорожания нефти. Поэтому 2008 – 2009 годы в принципе не могут рассматриваться ни одним профессиональным и добросовестным экономическим экспертом в качестве благоприятного периода. В 2008 – 2009 года – на старте десятилетних квот – главной стратегией рыбопромышленного бизнеса (как и всякого другого бизнеса) была антикризисная стратегия. Экономический шторм успокоился ближе к концу 2010 года, поэтому фактически у рыбопромышленных предприятий были в распоряжении пять спокойных лет: 2010 – 2014 годы. Весьма короткий срок.

Также необходимо быть очень осторожными при сравнении видов экономической деятельности в силу присущих им, свойственных только им особенностей. Например, номинально высокий уровень налоговой нагрузки в добыче полезных ископаемых связан, в большой степени, с тем, что этот вид деятельности облагается налогом на добычу полезных ископаемых. Поэтому выводы Комиссии по агропромышленному комплексу Общественной палаты и вызвали такое ироничное отношение у экспертов.

{{countTopicsText}}
10 сентября 2015 13:49
Очень интересно. А когда и где будет опубликовано исследование РСПП с конкретной методологией и цифрами по разным отраслям?
L.A.
11 сентября 2015 06:04
На первый взгляд, не совсем понятна цель всех этих изысканий для рыбодобывающей отрасли. 
Величина налоговой нагрузки, если говорить про ФНС, это часть концепции системы налоговых проверок. Выявление, доначисление сбор- это всё конкретные задачи, в рамках пополнения бюджета (местного , федерального)
В Приложение 3, к приказу ФНС от 30.05.2007 г ММ-3-6-06/333, ясно обозначены цифры  размера налоговой нагрузки по видам экономической деятельности  и по - рыболовству  в том числе. Данные, представлены, по годам, начиная с 2006 по 2014-й, включительно. ФНС, анализируя деятельность предприятий, указанные показатели использует в качестве конкретного инструмента. Показатель, ниже среднего по ОКВЭД, - ест риск. Есть риск- необходимо более детально проверить данную конкретную организацию. 
Зачем под цифры, которые рассчитываются под конкретные итоговые показатели, подводить влияние экономической ситуации? К примеру ситуации 2008 года?
Многие компании, вошли в этот кризис вполне дееспособными. У них была кредитная история, наличие покупателей, наличие базы основных средств.  Кризис же не случился сразу и вдруг, тем более мы живём не в пустыне. С одной стороны- просел рынок определённой продукции,  с другой - выросли в цене основные активы компаний. Если более глубже  проводить анализ, то для кого то кризис оказывается , по факту, -"минусом", а для кого то "плюсом", для кого то плюс и минус дают "ноль".   Если посмотреть вышеуказанное приложение № 3 ФНС, то для некоторых отраслей, размер налоговой нагрузки не сильно варьировался по годам, в том числе и в кризисном 2008; для некоторых, начиная с 2009 года- размер налоговой нагрузки начал снижаться сразу. Если взять "сельское хозяйство", то в 2009 году этот показатель составил "7,4" вместо "8"  2008  года. Далее, шло понижение величины налоговой нагрузки. 
Возвращаясь к рыбной отрасли, думаю, что смело можно говорить про "шесть спокойных лет", вместо пяти (с 2009 по 2014 включительно). Но это если судить по данным ФНС. 
Опять же, что считать кризисом 2008 года, и относительно чего?. Сравнивать отрасли не совсем логично, а уж тем более цифры по ним. Даже если они будут пересмотрены. Цифры же в самой отрасли, между компаниями, тоже могут отличаться друг от друга. Так зачем делать уравниловку.?  Если РСПП разработает порядок конкретной методологии и цифр по отраслям- то что это даст?   Если говорить опять про ФНС- то более конкретизированные показатели, должны повысить собираемость налогов. Это прямая зависимость.  
Исключительно, для себя,  решил посмотреть налоговую нагрузку по конкретному налогу- налогу на прибыль. Письмом ФНС РФ от 17.07.2013 года №АС-4-212722 прописан порядок её расчёта. Что бы не ходить в дебри, немного упростил порядок и взял налог на прибыль в числитель и выручку общую в знаменателе из "формы 2". Возможно это выглядит не совсем верно, но тем не менее. По одной из крупных рыбодобывающих компаний региона, с квотами свыше 100 тыс тон по году, цифры составили :
2008 год  -3;
2009 год - 7;
2010 год - 6;
2011 год - 8;
2012 год -5;
2013 год  -2,1; 
2014 год  -4; 
Что из этих цифр мы видим? ФНС видит конкретный риск, так как показатель 2013 года ниже нормативного, ниже 3 трёх. 
Каким образом кризис отразился на этих цифрах не ясно. Были ли проведены компанией мероприятия по снижению величины налога на прибыль, повышении эффективности реализации - тоже неясно. Каким образом менеджмент работал в докризисный, кризисный и послекризисный период - непонятно. 
По показателям ФНС налоговая нагрузка снижается, по показателям которые хотят рассчитать РСПП- налоговая нагрузка будет иметь иной порядок расчётов, но что принципиально он должен будет изменить. Посчитаем мы рентабельность 10 компаний, по среднему она будет в нормативе, а по факту - собственник имеет снижение уровня рентабельности, потому что конкретные люди не работали над её повышением. Тоже самое и по налогам.
РСПП пересмотрит показатели налоговой нагрузки по рыбодобытчикам с 2008 года , подымет их значение. В принципе достойное обоснование, для Правительства, что бы снизили ЕСХН и дали дополнительные льготы и послабления. На этом конгрессе, если не ошибаюсь, такую мысль озвучивали. Пересчёт значений, можно использовать для отсеивания неблагонадёжных плательщиков налогов, после 2018 г. Твой показатель  ниже- извини друг, квот тебе не видать, ты плохо работал и исторический принцип тебя обойдет стороной. Вообщем то было бы логично, таким образом,  показать на дверь всяким неблагонадёжно-серым элементам.
 




Вячеслав
14 сентября 2015 05:03
Переводить всех "неблагонадежных" в разряд изгоев и отлученных от квот было бы не логичным, от падений основных показателей не застрахованы даже крупные промысловые компании, а что говорить о средних и малых? От чего отталкиваться, если не все предприятия в период послекризисной оттепели 2010- 2014 гг были на подъеме своих возможностей. Посмотрите статистику например РРК . В различных странах мира в ситуации длительных и коротких кризисных периодов вопрос поддержки предприятий и принятие формы расчетов налогооблагаемой базы проходил и проходит в рамках индивидуального подхода и принятия решения по значимым компаниям отдельно, малым и средним из расчета целой линейки вариантов, наиболее подходящих к определенному ряду соизмеримых предприятий по основным показателям. В Период длительного кризиса всех чесать одной гребенкой противопоказано тем более в России. Любые радикальные меры могут запустить процесс массового обвала малых и средних предприятий. Остановить данный процесс быстро невозможно. Практика отсутствия поддержки государства , бездействия ФАС и ужесточение требований ФНС за последние 10 лет практически похоронило волну предпринимательского класса малого бизнеса в различных сферах деятельности и спровоцировала создание вакуума, в который вошел в основном крупный сетевой или не поворотливый производственный комплекс (в основном с иностранным капиталом ) который требует сейчас к себе бережного отношения и силы на это у них есть, а как быть с оставшимся малым и средним бизнесом, кто еще работает , развивается и надеется на стабильность . Думаю РСПП стоит обратить внимание не только на участников крупного бизнеса рыбной отрасли находящегося в его составе.
L.A.
14 сентября 2015 09:22
Не вижу причин для беспокойства. 
Крупные компании  способны выживать более эффективно. 
Своевременное техническое обслуживание, модернизации, снабжение, выплата в срок  заработной платы- это всё показатели.
Может ли сейчас небольшая компания чем то похвастаться? Спорный вопрос. Поддерживать мелких? А нужно ли,  в данной ситуации? 
Делают ли мелкие компании погоду на рынке?  Мелкие подтягиваются под  рынок больших своей ценой.  Какой смысл выделять их в отдельную нишу? Кто прокредитует мелкие компании эффективно? Кто подпишется под тем, что работник  ,идя в море, получит заработанный пай? Ответ - никто.
Что бы не было таких вот  непоняток, необходимо укрупнять бизнес, укрупнять производства. 
Наверно есть разница работать на "голубом" или плавбазе с интернетом  или на старой шхуне времён Леонида Ильича.
Так и тут.

 
Вячеслав
14 сентября 2015 17:40
Монстролизация в бизнесе никогда не приносила стабильность, как и в малом бизнесе происходят те же процессы борьбы и самопоглощения, приводящие к краху с более печальными последствиями для общества и бизнеса в целом . Система сдержек и противовесов всегда вызывала изжогу у сильных мира сего, высокая значимость и незаменимость, переплетенная с мечтами о вечности и благополучии туманит взгляды не только великих людей, но и бедных в том числе.Так что Максим счастье относительно. Миллионер выигравший миллион за ночь в казино так же счастлив, как нищий нашедший 1000 руб в помойной урне у автобусной остановки.....
L.A.
15 сентября 2015 09:54
Я конечно не миллионер из казино (хотя при чём тут казино),  но думаю, нет я просто уверен,  что не всё так печально на самом деле. 
Необходимо более позитивнее смотреть на вещи.

Вячеслав
16 сентября 2015 08:24
Плывем по течению....
L.A.
16 сентября 2015 09:31
ну да, всё верно.
Кто то уверенно  доплывет куда нужно, а кто то в в дырявом ведре, черпая воду, скоро пойдет по дну.
Слабаки нам не нужны.

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>