Социологи изучили предпочтения северян при выборе рыбной продукции
Сотрудники лаборатории проблем развития территорий Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лавёрова Уральского отделения РАН получили свидетельство Роспатента о регистрации базы данных «Потребительские предпочтения населения Архангельской области при выборе рыбной продукции: результаты социологических опросов 2022 и 2025 гг.».
Исследование выполнено согласно теме госзадания по комплексному управлению ресурсами развития арктических территорий. Всего было опрошено около тысячи жителей Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Онеги, Приморского, Пинежского, Мезенского и Лешуконского муниципалитетов.
Птица против рыбы
Специалисты зафиксировали ключевые показатели потребительских предпочтений – виды водных биоресурсов в рационе, частоту их потребления, желание и возможности потребления, а также причины, сдерживающие потребление.
Несмотря на то что Архангельскую область называют рыбным регионом, только 9% респондентов потребляют рыбу в качестве основного продукта питания. Как оказалось, лидирующую позицию с 37% в рационе граждан занимает птица. Мясо и овощи преобладают в рационе у 25 и 26% опрошенных. 3% не смогли определить приоритеты и пояснили, что их питание в целом сбалансированно, а в рационе нет ярко выраженного преобладания каких-либо продуктов.
Чуть более половины опрошенных имеют возможность потреблять столько рыбы, сколько захочет. У многих есть желание увеличить объем ее потребления, но только четверть респондентов смогла это себе позволить в последние два – три года.
Рыба-фаворит
Жители Поморья предпочитают рыбу в связи с давно сформированными вкусовыми предпочтениями и семейными традициями. Абсолютным лидером ожидаемо стала треска: ее употребляют 87,5% респондентов. Также в первую тройку входят лососевые и сельдевые. Остальные виды рыб пользуются меньшей популярностью (в категорию «другое» респонденты занесли щуку и некоторые другие виды речной и озерной рыбы).
Лососевые виды рыб употребляют в пищу 71% респондентов. При этом каждый десятый из опрошенных любителей лососевых готов покупать еще и осетрину, но не более 10 кг в год. Однако респонденты отметили, что осетрины практически нет в продаже, а другим важнейшим сдерживающим фактором ее появления на столе назвали высокую цену.
С потреблением форели наблюдается другая ситуация: 62% опрошенных в год покупает от 3 до 10 кг форели, более 10 кг позволяют себе 13% опрошенных.
На вопрос о готовности и желании потреблять экзотические виды рыбы и рыбной продукции 82% респондентов ответили отрицательно. Только 17% информантов дали положительный ответ, из них большинство готовы покупать тиляпию и сома, но не более 2–3 кг в год.
Цена вопроса
Особое внимание в ответах северяне уделили факторам цены и умению готовить. Большинство современных жителей региона не умеют готовить экзотические виды рыб и рыбной продукции. При этом они рекомендовали владельцам предприятий общепита ввести в меню такие блюда, организовать соответствующие мастер-классы и тематические вечера.
Среди причин, которые могли бы способствовать росту потребления рыбы и рыбной продукции, лидируют ответы «снижение цены» и «улучшение качества продукции». В возрастных категориях 18–25 лет и старше 55 лет основным стимулом к росту потребления может стать расширение ассортимента продукции, включая полуфабрикаты. В целом молодежь предпочитает готовую продукцию и простые в приготовлении полуфабрикаты.
В ходе опроса северяне (особенно пенсионеры) подчеркнули главную проблему – высокую стоимость рыбы, а также частое отсутствие на прилавках продукции местных производителей и обилие продукции низкого качества.
Перспективная форель
По прогнозу ученых, на рынке Архангельской области наибольший спрос будет иметь форель как наиболее востребованный вид товарной аквакультуры. Заметен сезонный спрос на креветку. А вот выращивать экзотические виды рыб в Северном регионе в текущих экономических условиях нецелесообразно.
Как отмечает заведующая лабораторией проблем развития территорий Людмила Чижова, полученный в ходе исследования массив данных является информационным ресурсом для представителей бизнес-сообщества, органов государственной власти, науки и образования.
– База данных может использоваться для анализа и оценки предпочтений в потреблении рыбы и морепродуктов, выявления ключевых проблем регионального рынка продукции рыбопромышленного комплекса, подготовки и принятия решений в сфере рыболовства, рыбоводства, переработки и торговли в нашем регионе, – сообщила эксперт.
Источник: dvina29.ru





















