Состояние рыболовного флота Великобритании
В отличие от Исландии и Фарерских островов, где промысел рыбы имеет важное значение, британский промысел - это относительно небольшой бизнес. Рыболовство не имеет большой поддержки в Парламенте - рыбацкие коммуны расположены в основном в малонаселенных сельских районах. Национальная Федерация Рыбаков (NFFO) представляет интересы ее членов в Англии, Ассоциация шотландских Рыбаков (SFA) - на островах. Больше в Великобритании нет союзов, защищающих интересы рыбаков. Но рыболовство не находится в серьезном кризисе. Оно борется за выживание, но не умирает, продолжает меняться и не собирается сдавать свои позиции.
Треска и пикша - наиболее популярные среди населения Великобритании виды рыб, поставляемые скандинавскими производителями. Их потребление основано на давних традициях, когда экспедиционный английский флот вел промысел трески, пикши и морской камбалы. Хотя эти виды рыб все еще продолжают вылавливаться, большой спрос не удовлетворяется ограниченными поставками своего флота. Поэтому Британия импортирует рыбу в охлажденном и мороженом виде из Норвегии, Исландии, Фарерских островов и других стран. В то же время другие объекты промысла британского флота фактически являются экспортными. На аукционах в южной части Англии предлагаются морской черт, хек, морской язык, большой ромб, мегрим, лангусты и многие другие ценные виды, но покупают их в основном испанцы и французы. Местные операторы также приобретают такую рыбу, но только для экспорта в более южные страны.
Квоты - изумительная система, созданная членами Организации производителей (Producers' Organisation). Они продаются в соответствии с несовершенным законодательством. В то время, как система торговли квотами существует де факто, правительство хотело бы установить контроль за распределением квот, но пока не может. Сильная оппозиция в этой сфере - владельцы квот, имеющие большую поддержку в других секторах. Иногда раздаются смешные требования о необходимости увеличения количества суток на промысле трески (days-at-sea).
Сейчас в составе британского рыболовного флота более 6 тыс. зарегистрированных промысловых судов. Большинство из них - небольшие суда прибрежного лова. За последние 20 лет некоторые изменения имели далеко идущие последствия. Различные меры регулирования, установленные для судов длиной 10 - 12 м, фактически означали, что был создан флот-нарушитель Правил рыболовства. Режим регулирования и контроля для судов длиной менее 12 м оказался намного менее серьезным, чем для более крупных судов. Кроме ограничений по длине судна, существуют также ограничения по мощности двигателя. Возникла довольно сложная ситуация, при которой для судна в отношении рыболовных квот устанавливается такая ограничительная величина, как Vessel Capacity Units (VCUs) - произведение вместимости на мощность. Она стала головной болью при проектировании и строительстве новых судов. С появлением характеристики VCUs в промышленности сформировался жестокий бизнес. Во многих случаях судно, длина которого всего на несколько сантиметров меньше регистровой длины 12 м, фактически может иметь общую длину (overall) до 15 м со всем палубным и электронным оборудованием, мощностью двигателя и емкостью трюмов для рыбы, которые еще несколько лет назад были характерны только для судов длиной 17 м. При этом возникают проблемы с безопасностью мореплавания.
Для судов длиной менее 10 метров разработано много вариантов получения квот. Существует общая квота для различных объектов и районов промысла. Есть очень много промысловых судов, спроектированных и построенных специально для того, чтобы вписаться в эту категорию по длине, со всеми преимуществами и проблемами, сопровождающими бизнес такого рода. В Исландии или на Фарерских островах прибрежный флот состоит в основном из небольших судов, добывающих такую же рыбу ярусами или жаберными сетями в течение всего года. Британский промысловый флот состоит из огромного числа разнообразных судов, вооруженных тралами, бим-тралами, драгами для промысла устриц и ракообразных, креветколовов, судов сетного лова, использующих жаберные, ставные и другие сети, ярусников, судов ловушечного лова, с приспособлениями для промысла кальмара, крабов, каракатиц, омаров, лангустов и других моллюсков. Часто суда чередуют несколько видов сезонного промысла, меняя в течение года промысловое вооружение (тралы, сети, ловушки, драги).
Небольшая часть судов, оставшихся от когда-то мощного экспедиционного флота (40 лет назад это был настоящий корпус - Hull trawlerman), уже начала переходить в иностранную собственность. Когда в 1970-80-х традиционное рыболовство потеряло свою значимость, старомодные операторы траулеров попытались перейти на промысел пелагических видов, но этот вид промысла со временем полностью отошел к операторам шотландских и шетландских судов. Они вовремя приняли правильные решения в отношении вложения инвестиций и обеспечили своих промысловиков современными поисковыми приборами и оборудованием. Большинство из крупных судов сейчас приносит прибыль, особенно с квотами на скумбрию Старые британские промысловые компании вместо этого увлеклись другим бизнесом - например, развивающейся индустрией океанического лова. В настоящее время отряд крупнотоннажного британского флота представлен в основном пелагическими траулерами. Процесс консолидации, плюс возможность торговли квотами означает, что этот флот в перспективе должен уменьшиться в количественном составе, большинство судов в конечном счете перейдет в иностранную собственность. Этот процесс уже начался.
В последние годы слишком серьезное влияние на результаты работы тралового флота начал оказывать рост цен на топливо. Все шкиперы, буксирующие тралы, вынуждены теперь следить за событиями на Ближнем Востоке, от которых зависит дальнейший рост цен на топливо. Кроме голландцев, частью промыслового британского флота владеют испанцы. В основном это траулеры и суда сетного лова в западной части Британии. Среди судовладельцев британских судов есть представители и других стран, включая Исландию. Хотя многие британские рыбаки готовы осудить операции по смене флага промысловых судов, явление это не новое и связано не только с промыслом рыбы. Процесс начался еще в XIX-м веке, когда британские владельцы траулеров обнаружили, что инструкции, установленные их собственным правительством, можно обойти путем простого перефлагирования своих промысловых судов.
Сектор судов средне-размерного флота должен был стать первым конкурентом в борьбе за квоты. У таких судов потребление топлива максимально высокое по отношению к доходам, они больше всех были подвержены регулированию. Доходы рыбаков обычно напрямую связанны с валовой вместимостью судна и расходами на его содержание, поэтому рост цен на топливо определил снижение заработка. Еще совсем недавно средне тоннажный шотландский траловый флот пережил драматическое сокращение - на 60 %. В последние годы добыча белой рыбы (треска, пикша, хек) стала слишком проблематичной из-за роста ограничений в Правилах рыболовства.
Восприятие рыбного промысла британским обществом за последние десятилетия менялось от потрясений до беспокойства. В тресковых войнах 1970-ых мощная волна общественного мнения всегда была на стороне рыбаков. Описанию дел в рыбной промышленности посвящались большие материалы, которые представляли рыбаков в положительном свете. Когда популярные журналы и ТВ описывали рутинную жизнь британских рыбаков на траулерах в Баренцевом море, они были национальными героями. Две мировых войны также сыграли свою роль в укреплении позиций британских рыбаков, как поставщиков жизненно необходимых источников пищи, богатой незаменимыми белками. В период мировых войн рыбаки и их суда играли жизненно важную роль и в защите британских берегов. Через 30 лет, сравнимых с периодом одного поколения, британские рыбаки в глазах публики из героев-поставщиков ценной протеиновой продукции превратились в опасных и безответственных злодеев. Сейчас трудно уйти от такой искаженной репутации, созданной экологическим бизнесом и СМИ в отношении всей рыбной отрасли.
Треска и пикша не собираются сдаваться и исчезать в ближайшем будущем. Подтверждение этому - продукция из трески доступна во всех универсамах по различным ценам. Недавно в заголовках изданий по всему миру появилось «предсказание» Судного Дня 2048 для запасов морских рыб, которые будут полностью уничтожены в течение последующих 50 лет. Оно поднято на щит международных общественных организаций по всему миру как «абсолютно точное предсказание». При этом долгосрочные научные прогнозы просто не принимаются в расчет. Дезинформация, распространяемая о рыболовстве, слишком часто полностью не соответствует фактическому состоянию, но проблема состоит в том, что покупающая рыбу публика читает этот «мусор» и верит ему. С помощью СМИ промысел рыбы в глазах публики превратился в «темный бизнес», не смотря на то, что спрос на рыбу продолжает повышаться.
Рыбная промышленность Британии не имеет какого-либо прямого доступа к СМИ и не знает, как его получить. В долгосрочной перспективе это затрагивает каждого, кто имеет отношение к рыбной индустрии - от рыбаков и переработчиков до потребителей, причем не только в Британии, но и в других странах, где производится и потребляется рыбная продукция. В то время, как существует увеличивающийся спрос на рыбу, против рыбаков проводится активная кампания со стороны неправительственных организаций, многие из которых не могут договориться между собой, хотя держатся все они только за счет интереса общества к промыслу рыбы.