Союз предприятий рыбного хозяйства и аквакультуры «Рыбный союз»: «Почему страдают рыбные компании от африканской чумы свиней»
Практика ликвидаций африканской чумы свиней (далее - АЧС) устанавливает особый правовой режим на определенной территории - карантин, ограничивающий деятельность граждан и предприятий по перемещению животных и сырья животного происхождения из зоны карантина в регионы благополучные по АЧС.
Союз предприятий осуществляющих деятельность в рыбном хозяйстве и аквакультуры «Рыбный союз» проанализировал ситуацию влияния АЧС на деятельность предприятий, осуществляющих хранение и переработку водных биологических ресурсов (далее - ВБР). Так начинается заявление, поступившее в https://www.fishnet.ru/ из Союза предприятий рыбного хозяйства и аквакультуры «Рыбный союз».
На практике оказалось, что на сегодняшний день такой запрет приостанавливает деятельность предприятий, осуществляющих хранение и переработку ВБР, в том числе работу на складах временного хранения (далее - СВХ), где происходит таможенное оформление продукции, ввезенной из стран благополучных по АЧС. Особым вопросом стоит запрет на перемещение при поступлении на СВХ охлажденной продукции.
Водные биологические ресурсы, которые не контаминировали с больными животными и продукцией из них (что не может произойти априори) и не находятся в очаге АЧС, по которой введен карантин, не могут являться носителями (переносчиками) указанной болезни.
К большому сожалению, эпизоотическая ситуация по АЧС не исключает повторения ситуации с введением карантина и ограничительных мер на всей территории России, в том числе и в приморских регионах, экономика которых существенно зависит от деятельности предприятий рыбохозяйственного комплекса.
«Рыбный союз» дважды обращался в Россельхознадзор за разъяснениями относительно ситуации, которая произошла в Санкт - Петербурге в начале 2011 года, однако полученный ответ оказался неудовлетворительным.
В ответе Россельхознадзор формально сослался на «Инструкцию о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней» (далее - Инструкция), утвержденную Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21 ноября 1980 г.
Согласно разделу 4 указанной инструкции «Мероприятия по ликвидации африканской чумы свиней пункта 4.1.1.», предприятия по переработки рыбы, холодильники и СВХ не расположенные в очаге АЧС не могут считаться инфицированным объектом. Тот факт, что вышеперечисленные объекты находятся в первой угрожаемой зоне, отнюдь не предполагает хозяйственных связей с очагом АЧС в личном подворье.
Во вторую угрожаемую зону попадает весь Санкт - Петербург и значительная часть Ленинградской области (включая порты, автомобильные и железнодорожные переходы на границе).
Согласно пункта 4.1.2. в карантинированных хозяйствах, населенных пунктах, районах, областях, краях, республиках запрещают: ввод и ввоз на их территорию, вывод и вывоз за ее пределы животных всех видов, в том числе птицы; заготовку в них и вывоз с их территории продуктов и сырья животного происхождения; вывоз с их территории. На все время карантина ограничивают въезд на карантинируемую территорию района, области, края (республики) и выезд людей с этой территории любым видом транспорта.
Пункт 4.2.предусматривает Порядок передвижения людей и международного пассажирского автотранспорта через карантинированную территорию, а также непосредственно с железнодорожных и автомобильных станций, аэропортов, расположенных в этой зоне, определяет специальная комиссия по борьбе с африканской чумой свиней.
Выполнение раздела 4 Инструкции фактически остается только в планах мероприятий по ликвидации АЧС.
Раздел 5. «Мероприятия по недопущению распространения африканской чумы свиней пункт 5.2.10.» запрещает продажу животных всех видов, включая птицу, а также торговлю на рынках мясом и другими продуктами животноводства. Снабжение населения продуктами животноводства осуществляют через государственную торговую сеть под контролем органов ветеринарного надзора.
Во всех этих разделах регулируется продукция животноводства, к которой нельзя относить водные биологические ресурсы.
В то же время, международная практика, которая находит своё отражение в Кодексе здоровья наземных животных Международного эпизоотического бюро (разделы 15.1.6 и 15.1.14), не предполагает каких-либо ограничений ввоза/вывоза для любой продукции животного происхождения (включая рыбу и морепродукты), которая не была в контакте с больными животными, если это подтверждено соответствующим документом ветеринарных властей.
Для исключения ситуаций, приводящих к необоснованным действиям, которые могут повлечь за собой значительные финансовые потери предприятий рыбохозяйственного комплекса, нарушения хозяйственных связей и логистики перевозок рыбной продукции, необходимо скорейшим образом внести изменения в действующие инструкции и привести практику их применения к международным стандартам.
Следует отметить, что есть прецеденты разумного подхода, коими, например, является позиция Комитета по ветеринарии и охране животного мира Мурманской области не только по отношению к рыбе, но и другим поднадзорным продуктам.
Таким образом, по мнению участников «Рыбного союза», давно назрела необходимость в гармонизации российских ветеринарных правил с международной ветеринарной практикой.





















