Сравнительный анализ промысла минтая в России и США вскрывает значительные резервы для роста эффективности
В России главная задача, которую ставит перед собой компания - выбрать квоту. Почему-то предполагается, что это означает достижение максимального дохода. При этом у некоторых компаний сил на выбор квот не хватает, приходится продавать. В США цель более прямолинейна: заработать как можно больше денег. Проблемы с выбором квот у них нет - мощности любой компании более, чем достаточны для этого. При этом перебрать квоту нереально - на каждом судне возле накопительных бункеров постоянно находится федеральный инспектор, который просматривает весь улов и своими руками перемещает прилов в специальный бункер.
Кстати, за содержимое этого бункера судовладелец заплатит отдельно, а сама рыба будет переработана судном за свой счет и передана в собственность федеральному правительству. Инспектор, разумеется, смотрит не на люк бункера, а на весы, через которые проходит весь улов. Чтобы быть уверенным в том, что он смотрит внимательно, над весами установлены две камеры, записи с которых отправляются на берег. Само собой, содержание инспекторов и всей необходимой аппаратуры для них аппаратуры - за счет рыбаков.
Уместно заметить, что инспектор озабочен в основном приловом лососевых, т.к. местные жители искренне считают, что минтайщики наносят серьезный ущерб популяции чавычи. Суммарная квота на прилов лосося в каждом районе весьма жестка, и ее превышение приводит к закрытию района до конца сезона.
В нашей стране всё иначе. Улов определяется расчетом от количества готовой продукции, по установленным бассейновым коэффициентам. Это регулярно приводит к претензиям контролирующих органов (большинство рыбаков помнят, как арестовали траулер, который произвел на 358 граммов больше икры, чем должен был, из нескольких тысяч тонн сырья), и, разумеется, никак не стимулирует повышать качество переработки и выход продукции.
Главный человек на промысле в США - не капитан, а заведующий производством. Он получает от продавцов производственный план, определяет, что ему нужно для его выполнения и дает капитану команду в стиле: «мне через 3 часа надо 20 тонн сырца размером ... - иди и лови». И капитан идет и ловит, не залавливаясь. Кстати, в экипаже большого траулера есть 2 капитана и ни одного помощника.
Главный показатель у американских рыбаков - процент выхода продукции и доход с тонны сырца. Технологи и продавцы постоянно работают над поиском, что бы такое продать. Так, одна из идей 2011 года - производить кости и костную муку. То есть, кости отделялись от отходов перед их переработкой в РМУ и ранее, что повышало уровень протеина и снижало зольность муки, но до сих пор после фильтра их отправляли через измельчитель за борт. Теперь они тоже будут давать небольшой доход. Само собой, используется все мясо со щек, желудки... Вот только печень американцы не производят. Она вся идет на жир. Нам повышать выход продукции не с руки - ведь улов определяется по ее количеству.
Посещение американских судов всегда оставляет впечатление тесноты. Засунуть четыре линии в корпус размером со стеркодер, производить там одновременно несколько видов филе (проложенное, глубокого обесшкуривания, PBO), причем с укладкой, сурими, икру (тоже с укладкой), молоки, муку, жир (иногда - медицинского качества) - высокий класс. Справедливости ради, стоит сказать, что хотя наш БАТМ значительно больше американских судов, из-за сложной конфигурации (люки, выгородки, тамбучины) рационально разместить оборудование на его фабрике - задача гораздо более сложная, чем решают на своем, по сути, прямоугольнике американцы. Подволок у нас пониже, поэтому есть проблемы и с вертикальной планировкой. Тем не менее, производимый на американских судах ассортимент впечатляет.
Отдельно хочется сказать о том, что все американские суда по российским меркам - старые, скорее даже древние. То есть, внутри они замечательные, следят за их состоянием очень внимательно, ремонтируют регулярно, оборудование регулярно заменяют, но корпус остается тот же, и новые суда никто не строит. Причины здесь вовсе не в рациональном расчете и экономии. Квоты в США закреплены не за компаниями, а за судами. Если у компании больше судов, чем необходимо для выбора квот, перенести квоту с одного судна на остальные - большая проблема. Да что там, даже пожар на судне - не повод для передачи квоты. Приходится восстанавливать «погорельца» даже если построить новый пароход дешевле. Вот и эксплуатируют американцы 20-30-летние суда.
Борьба за деньги - это и борьба за качество. Если российские рыбаки живут в основном на «коротких» деньгах, то американский покупатель платит рыбаку примерно через два месяца после получения товара и проверки его качества. Споров, хороший товар поставили или плохой, здесь не бывает. Покупатель прав действительно всегда. Чтобы гарантировать качество, 2-3 человека на траулере непрерывно занимаются только его контролем. Каждые 10-15 минут проверяется очередная корзина или блок. Данные о результатах вносятся в бортовой компьютер в процессе теста и попадают к зав.производством и береговым службам немедленно. Для сравнения - на российских судах, как правило, контроль качества - одна из многих забот сменного мастера. Частота проверок здесь немного меньше.
Жизнь у американских моряков тяжелая. 16 через 8 часов вахта в цеху или 12 через 12 на промпалубе и на мостике, 5+5-местные кубрики - даже на больших судах. Правда, нет перегрузов в море, выгрузка судна всегда происходит у причала, раз в две недели у всех есть возможность ненадолго сойти с железа на твердую землю. Кстати, рыбаки получают за это далеко не запредельные деньги. В пересчете на тонну основной продукции - меньше, чем российские. Но в месяц выходит раза в полтора-два больше.
Разумеется, на самом деле вопрос, вынесенный в первый абзац (ПОЧЕМУ...) не так уж актуален. В действительности гораздо интереснее, КАК сделать так, чтобы российские рыбаки жили не хуже. На этот вопрос каждый должен ответить себе сам.
Между прочим, значительная часть американского флота работает совершенно неэкономично. Весь ОДУ можно было бы эффективно выбрать траулерами-процессорами, довольно незначительно увеличив их количество. Однако, правительство борется с безработицей и решает социальные задачи, выделив значительные квоты малому флоту, который передает продукцию плавбазам и на береговые заводы. Само собой, доля местного населения в экипажах этих судов и на заводах невелика, но часть приезжих, очарованные красотой Аляски и Алеутских островов, все же остаются здесь.





















