США ужесточают процедуру ввоза импортных товаров
В первую очередь правительство ввело статус "known shipper" (отправитель признан как известный и заслуживающий доверия) и так называемое правило о 24 часах, согласно которым весь груз без статуса known shipper, отправляемый агентству по отправке грузов и/или перевозчику, должен быть проверен и просканирован, а информация по грузу должна быть предоставлена в течение 24 часов, прежде чем покинуть последний порт или аэропорт.
Следующими были введены меры контейнерной безопасности CSI, согласно которым выявляются контейнеры так называемого высокого риска и изымаются прежде, чем они поступают на рынки США.
В рамках Торгового партнерства против терроризма C-TRAT была создана программа, требующая, чтобы соответствующие компании имели сертификат, подтверждающий их надёжность и безопасность. Существует три уровня такой сертификации: 1 - для сертифицированных компаний, 2 - для сертифицированных и одобренных компаний, 3 - для тех, которые, по мнению Министерства национальной безопасности, используют лучшие практики, когда соблюдается безопасность в логистике и цепочке поставок.
Соглашение C-TRAT применяется к перевозчикам, портам и аэропортам, агентствам по отправке грузов и другим участникам, а также к импортерам и иностранным экспортёрам. Логистические компании, такие как автотранспортные предприятия, и третьи участники тоже в скором времени будут включены в этот список.
Программа проверки достоверности третьего лица, которая первоначально предназначена (в рамках эксперимента) для компаний, у которых 75% цепочки поставок продукции приходится на Китай, считается особенно важной, так как китайское правительство запретило их компаниям обращаться за сертификатом C-TRAT.
Иностранные производители должны требовать от своих деловых партнёров предъявлять доказательства, что они действуют согласно требованиям безопасности C-TRAT, считают в Министерстве национальной безопасности. Необходимо иметь гарантии, что деловые партнёры разрабатывают процедуры безопасности и процедуры в соответствии с критерием безопасности C-TRAT, чтобы повысить целостность перевозки груза на всех этапах.
Также ожидается, что иностранные грузоотправители будут проверять все транспортные компании на предмет соответствия требованиям безопасности C-TRAT, что будет означать 2, 3 и больше проверок на безопасность компании в случае переотправки груза.
Но требования C-TRAT распространяются гораздо дальше базовой логистики. Они затрагивают безопасность контейнеров и прицепов и их таможенных пломб; предполагают контроль доступа на завод или склад; проверки работников и даже безопасность процедур ведения бизнеса (например, как компания принимает и обрабатывает почту или курьерские доставки).
Что удивительно, программа C-TRAT является добровольной. Насчитывается 7 842 сертифицированных компаний, 6 475 - одобренных (validated) и всего 235 с сертификатом 3 уровня. Однако для беспокойства есть причины.
Во-первых, если компания и её партнёры не имеют, по крайней мере, сертификата C-TRAT 1 уровня, то её груз, скорее всего, будет задержан на границе США. Вся партия продукции тщательно досматривается, требуется больше сопроводительных документов. Так что задержка в 7 дней считается нормой. Остаётся только представить, что может произойти с рыбной продукцией уже на второй день задержки, не говоря уже о 7 днях.
Воздушные грузоперевозчики имеют ещё одну проблему, а именно программа управления данными known shipper или ksdm.
Согласно этой программе (которая будет введена уже в 2008 году), необходимо будет предоставлять больше информации, а требования будут ужесточены по сравнению с предыдущим законодательством known shipper. Воздушные грузоперевозчики заявляют, что начать новый бизнес станет почти невозможно.
Груз, отправляемый компаниями, которые не участвуют в программе ksdm, можно перевозить только на грузовых самолётах. Но в таком случае цена их доставки может быть значительно выше, чем если бы она осуществлялась на пассажирском самолёте.
С помощью всех этих мер США намерены воспрепятствовать тому, чтобы контейнеры (с живыми морепродуктами в том числе) использовались террористами для перевозки в США оружия и средств массового уничтожения. Эта идея может показаться смешной, но неохраняемый груз может стать идеальным средством для перевозки бомбы, например, тем более стоит учесть, что рентгеновские лучи не проникают через воду.
Министерство национальной безопасности США также ведёт переговоры с другими странами (странами Дальнего Востока, Канадой и Мексикой) чтобы расширить свой режим безопасности по всему миру. Совсем недавно США подписали такое соглашение с Новой Зеландией.
Самое последнее предложение - программа "Инициатива по безопасному товарообороту" (Secure Freight Initiative) - вызвало, возможно, самый большой испуг у иностранных грузоперевозчиков и транспортных компаний. К 2012 году в рамках этой программы планируется проверять весь груз, прежде чем он покинет последний иностранный порт или аэропорт.
Три неназванные страны уже начали этот проект, четыре - начнут его в ближайшем будущем. Дополнительное время и деньги, которые потребуются на осуществление данного проекта, усугубят положение отрасли, уже работающей при самых минимальных прибылях. Не удивительно, что наценки за безопасность могут превысить стоимость самого груза.