Станет ли АТФ госкомпанией «Росрыбфлот»?
Несмотря на то, что последние заявления главы Госкомрыболовства Андрея Крайнего о создании рыбопромысловой госкомпании стали неожиданностью, для рыболовной отрасли это не новость. Данный проект профессионалами уже обсуждался, впервые идея была озвучена в августе 2007 года. Тогда же о ней услышали и в Архангельском траловом флоте (АТФ). И совсем не огорчились.
Приватизация АТФ может лишь повредить предприятию. Такое мнение высказывается не только руководством самого предприятия, главой Госкомрыболовства, но и руководством администрации области. Однако снятие АТФ с плана приватизации пока отложено лишь на словах. Как сообщили агентству в пресс-службе Архангельского тралового флота, соответствующий разговор между вице-премьером Сергеем Нарышкиным и главой администрации Архангельской области Николаем Киселевым состоялся в 2007 году. Следовательно, в 2008 году разговора не было...
Как считает глава Госкомрыболовства, создание госкомпании «Росрыбфлот» будет способствовать развитию рыболовной отрасли. А заодно и сохранит одно из ведущих рыболовецких предприятий страны. По его словам, «появление единой госкомпании поможет снять бюрократические барьеры, позволит объединить все государственные рыбопромысловые активы, модернизировать флот».
При этом, считает Крайний, компания «займет на рынке 5-7% и не будет служить препятствием для развития частного рыболовного бизнеса». Суда компании будут заниматься промыслом в открытой части Мирового океана, там, где для небольших судов-частников промыслом заниматься невыгодно и затратно.
«Росрыбфлот» планируется создать на основе АТФ, в ее состав войдут 24 судна. «Когда госкомпания будет создана и ее суда отправятся на промысел, - полагает Крайний. - Наша страна сможет увеличить годовую добычу биоресурсов во всех водах почти на треть - с 3 млн 250 тыс. тонн до 5 млн тонн».
Однако сегодня говорить о том, что такая компания уже точно будет создана, пока еще рано. В соответствии с поручением правительства РФ 11 марта 2008 года создана межведомственная комиссия по изучению целесообразности создания госкорпорации.
Сам же глава Госкомрыболовства Крайний в целесообразности создания такой госкорпорации не сомневается. «Сколько бы денег ни выручило государство от продажи пакета акций АТФ, для бюджета страны - это как слону дробина, - говорит он. - Что десять миллионов, что пятнадцать. Понятно, что тралфлот хотят за две копейки купить. Мы говорим - нет. Совершенно нецелесообразно продавать государственный флот. У него есть квота. Мы не собираемся ее отнимать ни у АТФ, ни у кого-нибудь еще, чтобы передать тралфлоту. В сентябрьском решении Морской коллегии записано: предлагается на базе Архангельского тралового флота создать госкорпорацию и передать туда 27 судов, которые большей частью сейчас находятся в Китае».
«Стране важно вернуть свои позиции в Мировом океане, подчеркивают в Госкомрыболовстве. Частник сегодня туда не пойдет, это дорого и риски большие. А вот государство может позволить себе, выделив деньги из бюджета, я подчеркиваю это, пойти и подтвердить или опровергнуть мнение наших ученых о тех запасах, которые есть в Мировом океане», подчеркивает Крайний.
Архангельской области создание госкомпании на базе АТФ выгодно вдвойне. Как заверяет Крайний, предприятие не будет выведено в Москву или Санкт-Петербург, а значит будет по-прежнему платить налоги в региональный бюджет, причем суммы в результате укрупнения компании, должны будут увеличиться кратно.
В планах Госкомрыболовства открыть филиал на Дальнем Востоке, где на сегодня существуют нетронутые объекты лова. Например, 200 тыс. тонн кальмара, для промысла которого сегодня нет специальных судов. Госкорпорация позволит делать серьезные финансовые вложения для создания таких кораблей за государственный счет, то есть, государственные инвестиции. «У нас есть очень хорошие прогнозы по Карскому морю, в этом районе только что закончил работу ПИНРО, - добавляет Крайний. - Мы уже знаем, что там очень много синекорого палтуса. Норвежцы предложили правило двух ключей при его промысле. Иными словами, это совместный ресурс. Кому же мы отдадим эту долю? Конечно, будет отдано предпочтение государственной компании».
Выступая в Архангельске перед коллективом АТФ в декабре 2007 года, Крайний отдельно остановился и на вопросе рыбной биржи, отметив, что биржа не будет вмешиваться в уже устоявшиеся связи между рыбаками, заводами и поставщиками: «Если компания или колхоз поставляет на один и тот же завод рыбу много лет - это ваше дело. Мы хотим помочь тем, кто по-другому не может обойти посредников. У нас это особенно актуально по Дальнему Востоку, где между промысловиком и потребителем стоит до восьми перекупщиков». Так, тихоокеанская сельдь во Владивостоке на берегу стоит 14 руб., ее достава обходится в 9 руб., а на прилавках та же самая сельд стоит уже 80 рублей. «Рыбу не посолили, не порезали на куски, не закатали в банки. Она как была мороженая, так и попала на прилавок. Разницу как раз и забирают посредники. Предполагается, что биржа поможет обойти посредников», пояснил он.
Следует отметить, что в создании госкомпании «Росрыбфлот» заинтересованы не только в Архангельской области, Дальнем Востоке но и в Мурманской области. Помощник генерального директора Мурманского морского рыбного порта (ММРП) Антон Артемьев считает, что создание госкомпании «Росрыбфлот» позволит загрузить российские порты недостающими объемами рыбопродукции. Госкорпорация будет заниматься выловом водных биологических ресурсов в зоне Мирового океана и доставлять их на российских берег. «Для портовиков это серьезный положительный момент, поскольку объемы доставляемой в российские порты рыбы ежегодно снижаются из-за роста цен на топливо, более выгодных условий выгрузки в иностранных портах, - говорит Артемьев. - Если дополнительно объемы добычи рыбы возрастут на 4% к рынку, это позволит загрузить российские порты недостающими объемами рыбопродукции».
ИА «Росбалт»