Страны Северной Атлантики вырабатывают стратегию конкуренции с китайскими рыбными товарами
Так, по крайней мере, считают в Норвегии. Так, в Китае наблюдается рост предприятий по вторичной переработке, и некоторые норвежские компании создают совместные предприятия с ними, чтобы получить прибыль. Первой это сделала компания Domstein.
Но общее предположение, что причиной китайского господства являются очень низкие заработные платы, справедливо лишь отчасти. Утверждается также, что другим фактором является незадекларированная рыба, которая поступает на предприятия по вторичной переработке по значительно более низкой цене.
Генеральный директор компании Aker Seafood, который выступал на конференции North Atlantic Seafood, оценил потери легальной индустрии в 1,8 миллиарда норвежских крон (220,2 миллиарда евро). Такова, как утверждается, стоимость незаконного вылова 130 000 тонн трески, продукция из которой была импортирована в Европу в 2006 году.
Это привело к потерям квот на сумму 900 миллионов норвежских крон (110 миллионов евро), снижению рентабельности переработки на 9% из-за конкуренции с дешёвым мороженым филе из Китая и других стран АТР.
Усиление контроля незаконного вылова
По словам норвесжкого специалиста из исследовательского центра SINTEF, первая треска из Китая стала поступать только семь лет назад. Сейчас она составляет 40% от трески, импортируемой в ЕС. Что касается минтая из Китая, то он составляет 55% от общего объёма этой рыбы, поступающей в страны ЕС.
Но Китай, надеясь на незаконную треску и белую рыбу, обрекает себя на неудачу, так как страны объединяют свои усилия против незаконного, незадекларированного и нерегулируемого промысла. Со временем поставки из Китая будут постепенно снижаться. Есть уверенность, что североатлантические страны решат проблему с Китаем, а также проблему, связанную с пангасиусом и тилапией из таких стран, как Вьетнам.
Такие страны как Норвегия находятся по соседству с рынком ЕС (700 миллионов покупателей) в отличие от фермерской вьетнамской рыбы и вторично переработанной рыбы из Китая.
Но не только это даёт Норвегии и другим атлантическим странам преимущества в плане понимания рынка. Географическое положение даёт этим странам преимущество в плане качества продукции.
Потенциальные проблемы
Однако норвежский сектор белой рыбы имеет все шансы возродиться. За последние 15 лет сектор, занимаясь поставками филе, обособился.
Это было связано с финансовыми проблемами и проблемами с запасами. Исландия, в отличие от Норвегии, превзошла её, произведя примерно в три раза больше продукции, чем последняя. Норвегия всё большей степени специализировалась на сушёной треске для потребителей в южной Европе.
Однако и Исландия, и Норвегия столкнулись с потенциальной угрозой со стороны фермерской рыбы из Вьетнама, такой как тилапия и пангасиус. Ожидается, что в 2007 году к европейским импортёрам поступит 20 000 тонн вьетнамской рыбы.
Пангасиус, цена которого составляет 3 американских доллара за килограмм, конкурирует с сайдой и минтаем из Аляски.
Напрашивается вопрос, стоит ли использовать ограниченные северо-атлантические ресурсы, чтобы конкурировать с почти неограниченными поставками фермерской рыбы с Дальнего Востока.
Решить эту проблему можно с помощью поставок продукции производителей в Северной Атлантике на дорогой рынок.
Экспорт
Последние таможенные данные показывают, что импорт рыбной продукции в страны ЕС из Китая вырос в два раза с 2004 года. В первые 10 месяцев 2006 года рыбный импорт из Китая составил по стоимости более 1 миллиарда американских долларов, что на 37% больше по сравнению с таким же периодом 2005 года.
Рост экспорта мороженой продукции в блоках за 10 месяцев 2006 года по стоимости составил 74% или 65 миллионов долларов. Объём вырос на 35% почти до 24 000 тонн. Рост экспорта филе ( в эту категорию входит и другое рыбное мясо) по стоимости составил 41% или 741 миллион долларов.






















