СВПУ БО ФСБ России разъясняет вопросы, связанные с получением разрешений на неоднократное пересечение госграницы
5 сентября 2007 года правительством Российской Федерации было принято постановление 560 "О получении разрешения на неоднократное пересечение границы РФ" российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел водных биологических ресурсов.
"Рыбак Камчатки" уже писал о нюансах выдачи подобных разрешений, но все же у судовладельцев и арендаторов судов возникают вопросы, связанные с конкретизацией отдельных пунктов данного постановления. Первый заместитель начальника СВПУ береговой охраны ФСБ России контр-адмирал Сергей Юрьевич Сурин разъясняет вопросы, связанные с получением подобных разрешений:
- Данным постановлением утверждены правила неоднократного пересечения границы, положение об осуществлении контроля в отношении российских рыбопромысловых судов.
В целях реализации данного постановления ФСБ России утверждена инструкция, устанавливающая механизм деятельности пограничных органов по выдаче разрешений и осуществлении контроля за деятельностью рыбопромысловых судов.
Каков же порядок получения разрешения на неоднократное пересечение государственной границы?
Необходимо пояснить, что такое разрешение выдается пограничным органом по месту порта приписки и регистрации российского судна. Поэтому наше пограничное управление выдает это разрешение только судам, приписанным к портам Камчатского Края, Чукотского автономного округа и Магаданской области.
Утвержденные постановлением правила устанавливают следующий порядок разрешения: для получения разрешения юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляет в аппарат СВПУ письменное заявление о выдаче разрешения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
- копия свидетельства о праве собственности на судно или копия договора аренды,
- копия свидетельства о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации,
- копия документа, подтверждающего наличие на судне заявителя технических средств контроля, обеспечивающих постоянную автоматическую передачу информации и местонахождении судна, а также других, касающихся рыболовства данных,
- копия разрешения на добычу (вылов) морских водных биоресурсов,
- судовая роль (список членов экипажа), составленная капитаном,
- копии документов, удостоверяющих личности членов экипажа,
- копии разрешений на работу для иностранных граждан и лиц без гражданства,
- в случае необходимости копии виз, выданные иностранным гражданам и (или) лицам без гражданства в установленном порядке.
Обращаю внимание заявителей, что если верность копий документов не засвидетельствована в нотариальном порядке, копии предоставляются вместе с оригиналами документов. Судовая роль подписывается должностным лицом и скрепляется гербовой печатью пограничного органа.
Разрешение оформляется на каждое рыбопромысловое судно, заявленное для получения разрешения.
Выдача разрешения и судовой роли производится лично заявителю или его уполномоченному представителю под роспись в журнале учета.
Выданное разрешение находится у капитана российского судна в течение всего времени ведения промысла. При этом капитан обязан принимать меры для обеспечения сохранности разрешения.
Какие же сроки установлены пограничным органом для рассмотрения представленных документов? И имеет ли право пограничный орган отказать в выдаче подобного разрешения?
Решение о выдаче или отказе разрешения принимается руководителем пограничного органа в течение 5 дней для российских судов, экипаж которых полностью укомплектован гражданами Российской Федерации, и в течение 10 дней для других российских судов.
Пограничный орган вправе отказать в выдаче разрешения в случаях: подачи заявления и приложенных к нему документов с нарушением требований, установленных правилами; наличии в представленных документах неполной или недостоверной информации; нарушении законодательства о государственной границе при осуществлении промысла водных биоресурсов капитаном судна или заявителем в течение 1 года до даты обращения за получением разрешения; отсутствии необходимости в неоднократном пересечении государственной границы, если указанный в заявлении район промысла находится в пределах внутренних морских вод или территориального моря Российской Федерации; отсутствии на судне технических средств контроля.
Об отказе в выдаче разрешения заявитель уведомляется письменно с указанием причин отказа.
Срок действия разрешения на неоднократное пересечение границы и порядок его продления совпадает со сроком добычи водных биоресурсов, но не может превышать срок действия следующих документов: свидетельство о праве собственности на судно или договор его аренды, разрешений на работу для иностранных граждан или лиц без гражданства, документа, подтверждающего наличие на судне-заявителе технических средств контроля.
Разрешение действует в пределах района промысла, указанного в разрешении на добычу биоресурсов. В случае продления разрешения на добычу биоресурсов заявитель письменно уведомляет об этом пограничный орган, выдавший разрешение, и представляет подлинник данного документа. Решение о продлении или об отказе в продлении действия разрешения о неоднократном пересечении границы пограничный орган в этом случае принимает в течение 10 дней с даты поступления уведомления и указанного документа и также письменно уведомляет об этом заявителя.
Изменения в разрешении, касающиеся продления срока его действия вносятся пограничным органом непосредственно в подлинник разрешения или посредством телеграфного отправления.
Бывают случаи и постановлением это предусмотрено, когда пограничный орган может аннулировать выданное разрешение и когда заявитель может обратиться с заявлением о его повторной выдаче.
Основаниями для аннулирования являются: истечение срока действия разрешения, отказ заявителя от возможности неоднократного пересечения границы, аннулирование разрешения на добычу водных биоресурсов, несвоевременное оповещение пограничных органов не позднее, чем за 4 часа, о выходе судна из порта или о прибытии в него, выявление несоответствия данных указанных капитаном в отчете о наличии на судне грузов, товаров, валюты, животных, водных биоресурсов, об их выгрузке на другие суда в ходе промысла, утрата разрешения, искажение информации о местонахождении судна, другие нарушения оговоренные Правилами, а также действия, запрещенные законодательством о государственной границе и международными договорами Российской Федерации.
Капитан судна, получив уведомление об аннулировании разрешения, обязан произвести об этом запись в судовом журнале, прекратить промысел и прибыть в морской порт Российской Федерации.
В случае аннулирования разрешения заявитель может обратиться в пограничный орган с заявлением об его повторной выдаче только по истечении года с момента аннулирования.
Отвлекаясь от разъяснения постановления, хочу добавить, что после вступления Алексея Кузьмицкого в должность губернатора края, одним из первых его программных заявлений было то, что надо постараться вернуть практику поступления основного объема добытых биоресурсов на рыбоперерабатывающие предприятия Камчатки. Так вот введение этого постановления как раз и заставит судовладельцев привозить продукцию в российские порты.
Корр: сколько судовладельцев уже воспользовались возможностью оформить документы по новым правилам с помощью данного постановления?
В нашем управлении разрешение на неоднократное пересечение границы получило уже порядка 37 судов и порядка десяти заявлений в режиме оформления. Если сейчас на промысле минтая у нас находится 109 судов, то несложно подсчитать, что примерно 30% из них уже получили такое разрешение.
Корр: в конце января краевая ассоциация приморских рыбаков обратилась с письмом к премьер-министру Виктору Зубкову с просьбой упростить пограничный контроль для судов, ведущих прибрежный промысел. В письме говорится, что рыбацкие суда при выходе на промысел и по возвращении с него должны идти в морской порт для прохождения контрольно-проверочных мероприятий. Только после этого они могут следовать к своим рыбоперерабатывающим заводам для сдачи продукции. Это наносит серьезный финансовый удар по рыбохозяйственным предприятиям, поскольку из-за длительных переходов портится улов, расходуется дорогостоящее топливо. Приморские рыбаки просят внести изменения в уже действующие правила неоднократного пересечения границы, чтобы иметь возможность проходить все контрольно-пограничные мероприятия в местах сдачи улова или недалеко от этих мест. Прокомментируйте, пожалуйста, это сообщение.
- Все портопункты, существующие на территории нашего края, являются составной частью петропавловского порта. Мы осуществляем там проверки. В Камчатском крае, на мой взгляд, такой проблемы нет. В порту П-Камчатский при заходе промысловых судов, работающих по вышеуказанному постановлению Правительства, оформление соответствующих документов происходит при проведении контрольно проверочных мероприятий совместной группой наряда пограничников и инспекторского состава ГМИ СВПУ.
Корр: В середине января перед началом Охотоморской минтаевой путины руководство СВПУ проводило совещание с руководством рыбодобывающих компаний. В ходе этого совещания затрагивались вопросы, связанные с неоднократным пересечением границы?
- Основной вопрос, интересовавший участников путины - добросовестный контроль за выходом минтаевой икры. В прошлом году нам удалось не превысить положенный норматив - 4,5 %. Но в этом году при подсчетах мы руководствуемся постановлением, в котором нормативы по выходу икры разбиты по месяцам. В январе процент выхода пока в среднем не превысил показатель 2,7.
Также в ходе совещания затрагивались и детали Постановления Правительства от 5 сентября 2007 года № 560. Поскольку многие документ прочитали, но пока не вникли в его юридические тонкости. Понимаете, теперь у судовладельцев появилась возможность вариативности: то ли подавать заявление для конкретного судна на возможность для него неоднократного пересечения границы, то ли отправлять его на промысел в эконом зону и при этом открывать и закрывать границу обычным способом. Теперь судовладельцы сами будут определять, что им выгоднее в каждой конкретной ситуации. В этом и заключается главный положительный момент принятия Постановления № 560.
Корр: Вы упомянули, что по возможности стараетесь сокращать пятидневный срок оформления документов для неоднократного пересечения границы. Но, насколько я знаю, у судовладельцев есть нарекания не только к срокам оформления, но и к большому объему документов, которые необходимо представлять для оформления разрешения?
- Что ж, возможно некоторым и кажется обременительной процедура сбора и оформления нужных документов. Но, выпуская судно на промысел, мы должны точно установить, является ли оно действительно российским, действительно ли на его борту находятся лишь граждане Российской Федерации или среди них есть иностранцы. Ведь от этих и других факторов зависит и вид уплаты налогов судовладельцами. К тем, кто работает давно и всегда показывает достоверные сведения в документах, у нас претензий не возникает. Многих добросовестных капитанов, работающих на промысле не один год, мы уже знаем лично и уверены, что они никогда не будут нарушать предъявляемые нами требования.
С другой стороны, несмотря на большой объем необходимых документов, судам теперь не надо стоять в изматывающей очереди на пунктах пропуска для получения разрешения на выход в море. Порой в этих очередях судам приходилось проводить по двое-трое суток. И в этом нет нашей вины, поскольку бывают периоды, когда на оформление скапливается большое количество судов, от 6 до 12. В этих случаях сотрудники пункта пропуска просто не в состоянии справиться с таким объемом работы одномоментно.
Теперь же в случае оформления разрешения в очереди стоять не придется. Достаточно за 4 часа до выхода проинформировать пограничников о предполагаемом выходе, затем пройти процедуру контрольно проверочных мероприятий, которая обычно не занимает много времени и все - идите, ловите рыбу на здоровье!
В этом случае разгружается и работа пункта пропуска. У пограничников появляется возможность более быстрого оформления судов на приход-отход.
Корр: Вы уже наверняка в частных беседах общались с судовладельцами по поводу принятия данного постановления. Что они говорят по этому поводу?
- В прошлом году, когда постановление еще не было принято, возмущения со стороны рыбаков было немало. Поскольку частенько суда шли в районы скопления рыбы (а рыба, она ж не разбирает, где именно, проходит граница) и пересекали линию границы, нарушали при этом закон. Соответственно мы их штрафовали. Сейчас, повторюсь, у судовладельцев есть право выбора. Со случаями недовольства по поводу принятия постановления я пока не сталкивался. А вот недопонимание механизма его работы имеется.
Корр: А обращался ли кто-нибудь в СВПУ за разъяснениями?
- Да, обращались. В большинстве случаев, каждый из судовладельцев приходил к нам на беседу, потом вносил исправления в поданные им документы. Лишь после всех решенных вопросов и процедур они получали разрешения. Некоторым представителям небольших предприятий сложнее разобраться в юридических тонкостях, поскольку в крупных рыбодобывающих компаниях свои юристы, которые в совершенстве знают законы и способны дать юридические консультации. У мелких частных компаний юристов в штате, как правило, нет. В рамках проводимой нами разъяснительной работы, нами были подготовлены и распространены на всех рыбодобывающих предприятиях буклеты с информацией о Правилах получения разрешения и основных требованиях к капитанам и судовладельцам по соблюдению данных Правил. Также у нас есть специальная группа офицеров, которая занимается разъяснением требований Постановления и оформлением разрешений. Они могут дать консультацию по любому вопросу, связанному с действием Постановления № 560. Все желающие могут обращаться к ним за помощью по адресу: проспект Карла Маркса 1/1. Контактные телефон: (804152) 23-69-09, факс 23-62-21. Также информацию о Правилах получения разрешения и порядке подготовки документов можно получить на официальном сайте пограничного управления - http://svrpu.ru.
Корр: Какова по вашему мнению конечная цель принятия данного постановления?
- Возвращение добытой рыбопродукции на рыбоперерабатывающие заводы Российской Федерации.