Тайские производители креветки расширяют своё присутствие на мировом рынке
Креветка является самым важным продуктом в Таиланде и играет всё возрастающую важную роль в плане экспортных доходов страны. В 2006 году более 350 000 тонн креветки было экспортировано, при этом стоимость мороженой креветки составила 42,9 миллиардов батов (1,3 миллиарда долларов), а переработанной - 42 миллиарда батов. Крупнейшим рынком для тайской креветки являются США, следом за этим рынком идут Япония, ЕС и Канада.
Однако тайские фермеры, специализирующиеся на креветке, всё в большей степени испытывают конкуренцию со стороны производителей из других стран, а спрос в Японии и Австралии недавно пошёл на снижение.
Тайское правительство стремится увеличить продажи в ЕС, где недавно была вновь введена общая система преференций. Но пока это остаётся в долгосрочной перспективе.
В Тайском управлении рыболовства заявили, что внедряют новую торговую программу, чтобы показать качество тайской креветки, а также то, что увеличивается число креветководов и переработчиков креветки, которые участвуют в этой программе под названием Traceshrimp (смысл программы состоит в том, чтобы добиться прозрачности пути продукта от производства до потребителя).
Программа Traceshrimp разрабатывалась в последние пять лет в ходе тайско-французского сотрудничества и в настоящее время действует в качестве экспериментального проекта.
Сначала за основу была взята неавтоматическая система прозрачности движения продукции, которая впоследствии была заменена интерактивной онлайновой версией, которая доступна каждому в цепочке поставок продукции, начиная с работников питомника и заканчивая ритейлерами. Через систему можно получить информацию о производстве, обработке креветки, кормах и результатах аналитических тестов на наличие химикатов и лекарств. Система гарантирует всем участникам полную уверенность в безопасности продукции.
Рыбоперерабатывающие компании и экспортеры должны использовать на своих предприятиях нормы GMP (надлежащая производственная практика), а креветководы в обязательном порядке должны соблюдать нормы GAP (надлежащая аквакультурная практика). Кроме этого, Управление рыболовства Таиланда разработало Кодекс поведения, который определяет стандарты качества, безопасности и стандарты по охране окружающей среды. Эти нововведения уже приняты 28 000 из 30 000 креветочных ферм и питомников страны.
Фермы, работающие согласно Кодексу поведения, могут продавать свою продукцию под торговой маркой "Q-mark", которая подтверждает высочайшее качество продуктов. Эта торговая марка применяется ко всем видам продукции (овощи, мясо, рыбная продукция) и пользуется популярностью у покупателей. Сеть супермаркетов Carrefour активно продаёт такую продукции и отмечает, что покупатели готовы платить высокую цену за качество.
Являясь компетентным органом, Управление рыболовства Таиланда имеет программу по полному тестированию продукции на предмет безопасности, которая осуществляется через 25 прибрежных лабораторий и 8 внутренних лабораторий. Они проводят микробиологические, химические, физические и сенсорные анализы. Что касается креветки, то в этих лабораториях можно проверить наличие в ней нитрофурана, малахитовой зелени, окситетрациклина и т.д.
Тайская креветка имеет большие перспективы на мировом рынке, и тот факт, что в октябре 2007 года в продажу поступила органическая тигровая креветка от компании Sureerath Prawns, является доказательством этого.