Участники рынка оценивают возможные последствия обещанных льгот
Договоренность о снижении тарифов уже достигнута с руководством РЖД. Российским компаниям, доставляющим выловленную в свободной экономической зоне России рыбу вглубь страны, ее перевозка обойдется на 50% дешевле. Андрей Крайний также назвал революционным решение уменьшить ставки сбора за использование биоресурсов. "Компании, везущие рыбу в Россию, будут платить всего 5% от ставок сбора за биоресурсы, - пояснил чиновник. - А если компания вывозит рыбу на экспорт, то тогда все 100%. Мы хотели сделать для компаний, везущих рыбу в Россию, нулевую ставку, но министр финансов сказал, что у него компьютер ноль не считает".
Кроме того, государство намерено наконец-то объявить войну браконьерам. "Если компания будет замечена в браконьерстве, то с ней больше разговаривать не будут, - пригрозил Крайний. - И не важно, кто ее "крышует", - компании будут лишаться квот, а суда будут резаться на металлолом. Соответствующие поправки в закон о конфискате будут внесены".
Благие вести от Росрыболовства не вызвали восторга у аналитиков и игроков рыбной отрасли. "От введения данных мер, возможно, и стоит ждать результат, но только долгосрочный, не менее чем через полгода, - заявила президент группы компаний "Лёдово" Надежда Копытина. - Пик активности по морепродуктам обычно достигается к декабрю, поэтому нововведения были бы актуальны уже в сентябре, а ведь еще нужен срок для реализации продукции со складов". Еще меньших результатов ждет от принимаемых мер аналитик "ЦентрИнвестГрупп" Андрей Рожков. По его словам, в потребительской стоимости рыбы доля транспортировки занимает лишь 15%, а потому даже существенное удешевление перевозки на цены не повлияет. Впрочем, бизнесу, занимающемуся рыбными поставками, эта мера будет выгодна. Сэкономленные на перевозке деньги компании смогут включить в маржу или направить на расширение сети сбыта, заняться поставками в труднодоступные регионы.
"Такими темпами растут накладные расходы, стоимость ветеринарного обслуживания, различные сборы и пошлины, что снижение тарифов на перевозку станет просто незаметным, - возражает менеджер по закупкам компании "Оргхим-Экология" Татьяна Кузьмина. - Удешевление может коснуться лишь самых дешевых сортов рыбы, которые люди покупают скорее для котов, чем для себя. Что же касается сортов белой морской рыбы - хека, пикши, палтуса, которые раньше считались общедоступными, сейчас они стоят столько же, сколько лосось, семга и форель два-три года назад".
Однако начальник управления регулирования транспорта Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Виктор Квитко заявил «Гудку», что ничего не знает о таких планах. «ОАО «РЖД» не наделено полномочиями устанавливать грузовые тарифы. Как-то изменить тариф на перевозку рыбы может только ФСТ, – добавил он. – Но пока у меня нет никаких запросов или предложений по этому вопросу». Также он не смог сказать, остается ли еще у ФСТ техническая возможность успеть изменить железнодорожный тариф к 1 декабря.
Зато генеральный директор аудиторско-консалтинговой компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян в этом не сомневается. «Убежден, что к 1 декабря все успеют. Предвыборная ситуация сыграет здесь свою положительную роль», – заявил он «Гудку».
По его словам, снижение тарифов ежегодно обеспечит прирост добычи российской рыбы в среднем на 10% на протяжении 3 – 5 лет. Потребление рыбы внутри страны за это время может увеличиться в 1,2 – 1,5 раза.
«Рыбы станет больше, – говорит Агван Микаелян. – Она вряд ли станет дешевле, но ее отправка внутрь страны станет экономически оправданной. Это касается и дальневосточной, и астраханской рыбы. При этом дальневосточная рыба точно может попасть в европейскую часть страны, где живут основные ее потребители, только железнодорожным транспортом. Снизить тариф – единственное решение, чтобы эта рыба не была продана в Японию или Корею, а пошла на внутренний рынок».