Успех мадагаскарской органической креветки в дорогом сегменте европейского рынка
Компания OSO (Overseas Seafood Operations) использует методы, не наносящие вреда окружающей среде, которые были признаны таковыми в июле 2005 года, а в феврале 2007 года компания получила подтверждение от Французской организации по выдаче органических сертификатов.
Большая часть органической продукции компании отправляется в Европу. Высокое качество продуктов, безупречная репутация компании и квалификация её менеджеров позволило OSO занять прочные позиции на дорогих рынках, где продукты продаются по высокой цене.
Компания была основана в 1976 году группой компаний Socota, которая в свою очередь начала деятельность на острове Мадагаскар в 1930 году. В настоящее время в компании работает 1490 человек.
В период с 1976 по 2001 год компания OSO продавала свой продукт Gambas de Madagascar на различные зарубежные рынки, но главным образом в Европу. Во время этого периода торговая компания экспортировала примерно 60% продукции страны. В 2000 году после небольшой реорганизации креветководства на Мадагаскаре, компания решила заняться производством органической продукции, начав воплощать в жизнь два проекта, один из которых касался вылова креветки, а другой - выращивания органической креветки.
Компания инвестировала 10 миллионов евро (13,8 миллионов долларов) в промысловый бизнес Les Pecheries du Menabe и du Melaky. Флот компании насчитывает 14 траулеров, 5 из которых - это морозильные траулеры длиной 25 метров и 9 - свежьевые траулеры 12 метров длиной. Кроме того, OSO построила перерабатывающий завод, который единственный в мире получил право от британской розничной сети Mark & Spencer на поставки дикой тропической креветки.
Это объединённое рыболовное предприятие специализируется на высококачественной креветке, которая перерабатывается сразу же после вылова и поступает в дорогие европейские сети супермаркетов в небольших розничных упаковках с окошечком.
Второй проект компании OSO по выращиванию органической креветки обошёлся ей в 30 миллионов евро (41,4 миллиона долларов). В рамках этого проекта был построен питомник, имеющий органический сертификат, на котором выращивается 120 миллионов постличинок в год. Кроме этого есть органическая ферма площадью 425 гектаров и перерабатывающий завод, на котором в день можно производить 15 тонн продукции.
Ферма расположена в северной части африканского острова в экологически чистом районе рядом с национальным парком Tsingys of Ankarana.
Органический сертификат
С весны 2007 года вся фермерская креветка компании OSO производится в соответствии с официальными правилами, установленными Французским министерством сельского хозяйства и рыболовства согласно генеральному постановлению ЕС по органической продукции, которое применимо ко всем странам-членам ЕС. Таким образом, продукция компании OSO может иметь этикетку AB (официальный органический бренд Франции).
Согласно этим стандартам, органическая креветка OSO выращивается без применения химикатов, пестицидов и продуктов ГМО. Плотность посадки очень низкая с максимальной биомассой 240 граммов на каждую 1,3 тонны морской воды или примерно 8 креветок на квадратный метр.
Свежесть продукта достигается благодаря ограниченному времени транспортировки, которое составляет 30 минут от момента вылова до переработки.
Высокое качество продукта достигается благодаря низкой посадке креветки в водоёме, отказу от химикатов и антибиотиков, а также соблюдению методов, не наносящих вреда окружающей среде.
В 2006 и 2007 годах варёная и охлаждённая креветка компании OSO получила награду Saveur de lAnnée. В 2006 году копчёная креветка стала финалистом конкурса Prix d'Elite, проводимого в рамках выставки European Seafood Exposition.
Тропическая креветки, несмотря на высокую стоимость, по-прежнему продаётся как продукт повседневного спроса, а цена остаётся главным критерием продаж. В противовес, компания OSO применяет совершенно другую тактику. С помощью эффективных маркетинговых средств компания трансформировала свои продукты в дорогие товары, пользующиеся высоким спросом. Вследствие этого, когда другие компании имеют большие объёмы мороженой креветки Penaeus monodon на складах, у компании OSO почти всё распродано.
Франция является крупнейшим заграничным рынком для продукции компании, где продукция распространяется через традиционные дистрибьюторские каналы, такие как рыбные магазины, рестораны и супермаркеты. Однако присутствие компании и её доля на рынке быстро растёт и в Великобритании, а также в Испании. Например, в сентябре запланировано начать поставки лущеной креветки Madagascan Organic Bikini в Mark & Spencer. Мороженая креветка упакована по 12 штук в упаковке весом 320 граммов.
Креветка
В 2006 году на Мадагаскаре было произведено фермерской креветки 8 000 тонн и дикой креветки - 9 000 тонн. Penaeus monodon является основным фермерским видом, тогда как рыбодобытчики вылавливают Penaeus monodon, Penaeus indicus и Penaeus monoceros.
В стране имеется 5 ферм, каждая из которых принадлежит местным инвесторам. Большинство ферм используют полуинтенсивные методы выращивания, при этом ежегодное производство с гектара составляет менее 5 тонн.
Благодаря уходу на стадии производства и первичной обработки, мадагаскарская креветка завоевала хорошую репутацию на европейских рынках, продукт продаётся по премиальной цене.
В 2006 году ЕС импортировал 10 427 тонн мороженой тропической креветки с Мадагаскара. Средняя цена составила 9,50 евро (13,12 долларов) за килограмм.
Около 90% всего мадагаскарского экспорта в Европу поступило во Францию.