Успешное развитие рыболовного судостроения определяется правильной стратегией на рынке рыбы и морепродуктов
В отличие от военного кораблестроения, развитие которого в определенной степени зависит от военно-политических факторов, гражданское судостроение является отраслью глобальной конкуренции, успешное развитие которой определяется правильным выбором рыночных ниш, где может быть обеспечена конкурентоспособность отечественной продукции. Такой вывод делает https://www.fishnet.ru/, изучив проект стратегии развития рыболовного судостроения России на период до 2020 года.
Усилившаяся борьба за обладание ресурсами в сочетании с последствиями мирового экономического кризиса диктуют качественно новые требования к уровню стратегического планирования развития всей судостроительной отрасли, которое должно быть нацелено на создание и продвижение перспективного продуктового ряда отечественной морской и речной техники военного и гражданского назначения, а также их систем, оборудования и компонентов.
Отличительными особенностями хозяйственной деятельности по добыче (вылову) водных биоресурсов является сезонность промысла и промысловая обстановка.
В условиях рыночной экономики это приводит к необходимости расширения рыбохозяйственными организациями видового состава водных биоресурсов, в отношении которых осуществляется промысел для достижения наиболее высоких финансовых результатов хозяйственной деятельности.
Использование универсальных судов рыбопромыслового флота
(т.е. судов, способных вести промысел в различных условиях и оснащенных широким спектром оборудования) позволяет рыбохозяйственным организациям обеспечить постоянную хозяйственную деятельность по добыче различных видов водных биоресурсов и производству из них широкого ассортимента продукции. Однако использование таких судов требует больших эксплуатационных затрат, что приводит к увеличению себестоимости выпускаемой продукции и, как следствие, к снижению ее конкурентоспособности.
Таким образом, создание судов рыбопромыслового флота - это поиск компромисса между универсальностью проекта судна в целях обеспечения стабильности хозяйственной деятельности рыбохозяйственной организации и создания специализированного на промысел конкретного вида водных биоресурсов судна, чьи технические возможности и оснащение направлены на получение максимальной прибыли от осуществления хозяйственной деятельности от добычи данного вида водного биоресурса.
Вышеуказанные факторы оказывают решающее влияние на требования к разрабатываемым проектам строительства рыбопромысловых судов.
Особенностью строительства судов рыбопромыслового флота является оснащение данных судов специальным оборудованием в комплектации способной обеспечить достижение вышеуказанных результатов.
Доля оборудования, необходимого для оснащения судов рыбопромыслового флота составляет 60-70% от стоимости судна в целом, корпус соответственно - 40-30%.
Оснащение судов новым высокотехнологическим оборудованием позволяет повысить производительность рыбопромысловых судов на 100-200% с одновременным снижением себестоимости добытых биоресурсов и произведенной из них рыбной продукции на 20-30%.
Однако специализированное оборудование, производимое в Российской Федерации для оснащения судов рыбопромыслового флота, зачастую уступает по соотношению цены и качества зарубежным аналогам.
В этой связи при разработке стратегии развития рыболовного флота определяющими приоритетами развития отрасли должна стать реализация мероприятий по обеспечению перспективным продуктовым рядом высокотехнологического оборудования, необходимого для оснащения судов рыболовного флота.
Кроме того, ввиду исчерпания в Российской Федерации кадрового и технологического потенциала по строительству, модернизации и ремонту рыболовных судов, приоритет в развитии рыболовного судостроения должен быть отдан не восстановлению технической и кадровой базы, а заимствованию (на коммерческой основе) уже отработанных технологий и образовательных программ по обучению специалистов у ведущих судостроительных держав мира.




















