В Госдуме заслушан доклад "Основные направления по повышению потребления рыбы"
В сентябре 2010 г. после исторического подписания российско-норвежского договора, Президент России Дмитрий Медведев провел в Мурманске совещание по вопросам переработки сельскохозяйственной и рыбной продукции.
Одной из основных тем мурманского совещания стала рыбная. Президент привел показатели роста вылова, производства и переработки, однако отметил скудный ассортимент рыбной продукции на прилавках. Тогда руководитель Росрыболовства отметил, что «рыбу ловить мы научились», но существуют две большие проблемы: логистика и технологическая отсталость предприятий, имеющих моральный и физический износ оборудования более 70 процентов. При этом рыбная отрасль является одной из самых благодатных для инвестиций и инноваций.
На данный момент емкость рыбного рынка составляет 500 млрд. руб. или 4 млн. тонн рыбы и морепродуктов. На фоне роста вылова и оборота на 6,1%, больше, чем в 2009 году, производства рыбопродукции на 2,7%, оптовой торговли - на 33,1%, увеличились розничные продажи рыбы и морепродуктов на 7,4%. По рыбной консервации и пресервам рост составил 2,6%. В результате финансовый результат в рыбной отрасли вырос на 15,6%. Это один из самых высоких показателей темпов роста среди основных отраслей экономики России.
Среди 11 основных продовольственных товаров рыба (рост 4,7%) заняла предпоследнее место в рейтинге роста потребительских цен. Итог: в 2010 г. по нашим расчетам среднедушевое потребление рыбы - около 20 кг.
Стоить отметить, что государство начало пристально обращать внимание на рыбную отрасль. (Точкой отсчета я бы назвал сентябрь 2007 г., Госсовет в Астрахани, с момента исторического поцелуя рыбы Путиным) На данный момент, сформирована законодательная база в рыбной отрасли, рыбаки получили на 10 лет квоты, а рыбопромысловые участки на 20 лет, даны налоговые и экономические преференции рыбакам и производителям, отрасль в динамике демонстрирует позитивные финансово-экономические показатели. Между тем, существуют проблемы насыщения населения качественной рыбой, растут потребительские цены.
Не буду в своем докладе затрагивать проблемы судостроения (сейчас обсуждаются поправки в закон «О рыболовстве» и Концепция развития судостроения в рыбной отрасли»), отмечу сектор производства и переработки:
1) В Приморском крае была принята долгосрочная целевая программа "Государственная поддержка развития береговой рыбопереработки в Приморском крае на 2010-2013 годы". В 2011 г. первые 189 млн руб. будут выданы в виде субсидий. Это единственная в России программа, которая финансируется из краевого бюджета.
Есть целевые показатели и критерии. То есть предприятие должно модернизировать свои мощности, выпускать и реализовывать определенные объемы качественной рыбопродукции. В числе критериев, как уже принято во многих других программах бизнеса, так же налоговая отдача и средняя заработная плата. Планируется, что предприятия будут получать около 20 рублей за килограмм филе, выпущенной и реализованной продукции, по рыбным консервам - около 40 коп. за банку. Есть ФЦП, но критерии не прописаны, их необходимо дополнить в подпрограммах.
Стоит отметить, что на рыбном рынке представлен основной ассортимент из 400 видов рыбы и рыбопродукции, из которых 80 основных видов рыбы и около 200 видов рыбной консервации и пресервов. Между тем, в большинстве случаев, в структуре розничного прилавка рыбного отдела 40% это неразделанная рыба, или рыбопродукция низкой степени обработки. То есть, если эти программы сделать во всех основных регионах ..... ФЦП
- Необходимо введение нулевых пошлин к производственному технологическому оборудованию, которое не выпускается в России, а также на корма и мальков, закупаемых для аквакультуры.
-
Сырьевая направленность экспорта. В 2010 г. мы экспортировали около 1,650 млн. рыбы и морепродуктов из которых 87% это сырье. Необходимы внешнеэкономические меры таможенного регулирования. Осторожная проработка вопросов по повышению вывозных пошлин на необработанное сырье и снижению на продукцию высокой степени обработки. Нужно стремиться к сертификации по ИСО или ХАСПП. Это открывает ворота для экспорта.
2) В отношение импорта должен отметить, что в отличие от сырьевого экспорта, у нас в импорте 30% доля переработанной рыбопродукции. Должен отметить, что введение 1 октября поправок в СанПиН по норме глазури положительно повлияло на рыбный рынок. Рынок некачественного филе снизился. Между тем, первые поставки этого филе были начаты с 2005 г., и только благодаря позиции отечественных производителей и Росрыболовства данная тема сдвинулась с места. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо рассмотреть вопрос уточнения функций надзорных органов (РСХ и Роспортебнадзора) при осуществление контроля и надзора в данной сфере.
3) Между тем, гос. органам, союзам и ассоциациям необходимо обращать пристальное внимание на зарубежных экспортеров рыбы в Россию. Так, негосударственный Управленческий комитет по вопросам пангасиуса в Россию с целью завоевания нашего рынка по филе, вначале агрессивно демпинговал, отпуская на наш рынок некачественное филе (глазурь и полифосфаты), делая неконкурентоспособной нашу продукцию. Завоевав сегмент рынка с 1,3 до 2,3$, он поднял цены. За это время у нас снизилось производство филе, поступающего на внутренний рынок, простаивали и разорялись прибрежные производства.
4) В отношении потребительских цен на рыбу и рыбопродукцию
По данным «Рыбного союза», в структуре формирования потребительской цены на сельдь атлантическую слабого посола на долю рыбака-добытчика приходится -27%, оптовика-трейдера - 3%, производителя - 36%, ритейла - 34% . При этом отмечается низкий рост отпускных цен производителей на переработанную и готовую рыбопродукцию, который сложился по нескольким причинам:
1. Сети не хотят принимать повышение (и это нормально для них),
2. Низкая консолидация рынка производителей,
3. Большое число мелких производителей, которые формируют низкие цены по причине низких затрат (делают производство на коленке, в подвалах).
С другой стороны мы можем наблюдать высокий рост стоимости сырья на всех рыбных сырьевых рынках. В итоге получается, что рост стоимости сырья был покрыт внутренней маржёй производителей, у которых большая часть находится в бедственном финсово-экономическом положении. В Ростовской области проект региональной программы поддержки предусматривает компенсацию 50% от стоимости электроэнергии, затраченной на эти цели.
О альтернативной торговле: необходимо возобновление субсидирования процентной ставки за кредит направленный на строительство специализированных рынков, к этому мы бы добавили создание технопарков. Стоит отметить, что рыба - продукт сложный и специфический, его продажа требует серьезных вложений в логистику и дистрибуцию, в оборудование, квалификацию персонала и поддержку качества. Расчетная окупаемость проекта создания технопарка с «0» - до 10 лет, а на действующей инфраструктуре до 3-7 лет. Также необходимо введение льготной арендной ставки для специализированных рыбных магазинов и передвижных ларьков. Развитие и масштаб распространения данного вида торговли будет низким, если не будет поддержки со стороны государственных органов и местных администраций, не будет соблюден принцип «одного окна», буду существовать перегибы со стороны контрольно-надзорных органов, административные барьеры и проволочки с оформлением разрешительной документации, а также коррупционные моменты.
О Госзаказе Госзаказ - одна из государственных антикризисных мер помощи рыбакам. В 2009 г. руководитель Росрыболовства А. Крайний проделал работу по получению прямого доступа рыбаков и производителей к госзаказу на поставку рыбопродукции, договоренности были достигнуты с Минобороны и Росрезервом. Однако, они не до конца проработаны. По нашим данным, на нужды армии и заключенных потребуется около 100 тыс. тонн рыбы и рыбопродукции (нетто). Так же, необходимо до конца проделать работу с Росрезервом по хранению 500-700 тыс. тонн рыбы и рыбопродукции. Этим мы решим отчасти проблему сброса низкорентабельных видов рыб, что сокращает запасы и несет низкую загруженность прибрежных производств. В Ростовской области серьезное внимание уделено поддержке добычи так называемой «народной рыбы»: тюльки, шпрота, хамсы, бычков и карася. Вылов этой рыбы является малорентабельным, и чтобы она не пропала с прилавков, а главное - была доступна по цене, будет возмещаться часть затрат на её добычу. Должен отметить, что из всех объектов промысла (их около 250), лишь 35 высоколивидны. Недолов составляет около 1 млн. тонн.
Если уж идти по пути стабильного госзаказа на рыбную продукцию, то, на мой взгляд, этим должны заниматься негосударственные специализированные распределительные Центры в регионах.
Для консолидации усилий аналитиков и экспертов рыбного рынка, предлагаю создание внегосударственного Аналитического центра по рыбному рынку, который бы аккумулировал, систематизировал и обобщал информацию на всех этапах бизнес-процесса от вылова до прилавка, прогнозировал ситуацию на отечественном и мировых рыбных рынках, отслеживал конъюнктуру, позитивные и негативные тенденции изменения нормативно - правовых актов в области рыбного рынка.





















