В Норвегии изучают рекомендации по квотам на вылов камчатского краба в 2011 г.
На этой неделе Директорат рыболовства Норвегии* обратился к Министерству с рекомендациями по квотам на вылов камчатского краба в 2011 г. Промысел регулируется на основе парламентского решения стортинга (парламента Норвегии) от 2008 г. (квоты устанавливаются только в восточной части Финнмарка - в районе к востоку от 26°в.д., прилегающем к границе с Россией) и рекомендаций Института морских исследований (IMR). В то же время в расчет принимаются интересы прибрежных общин, рыбаки которых занимаются промыслом камчатского краба.
По данным IMR, в 2009 г. знания о негативном воздействии краба на экосистему удалось расширить - на многие виды донной фауны оно уменьшилось. Поэтому в IMR считают, что часть популяции камчатского краба, распределяющейся в НЭЗ, должна находиться на низком уровне. В соответствии с этим, квоты на вылов краба в регулируемом районе к востоку от 26° должны быть увеличены, но не превышать критический уровень, позволяющий продолжать рентабельный коммерческий промысел.
Директорат рыболовства рекомендует утвердить квоты на вылов камчатского краба в 2011/2012 гг. на уровне 950-1200 т промысловых самцов и 50-100 т самок. С учетом того, что основная часть краба в НЭЗ соответствует минимальному промысловому размеру (137 мм по длине карапакса), Директорат рекомендует уменьшить его до 128-132 мм. В районе к западу от меридиана 26° в.д. рекомендуется сохранить статус нерегулируемого промысла.
Экспериментальный промысел камчатского краба в Баренцевом море начался в 1994 г. (квота для НЭЗ и ИЭЗ РФ - 11 тыс. штук). В течение 1990-х квота на экспериментальный (научный) промысел увеличивалась, в 2001 г. она составила 100 тыс. экз. Норвегия начала коммерческий промысел камчатского краба в 2002 г., Россия - в конце 2004 г. Три года назад совместное управление запасом камчатского краба в Баренцевом море было прекращено - Стороны начали устанавливать квоты на вылов и утверждать Меры регулирования в одностороннем порядке. В последнее время промысловый сезон камчатского краба в НЭЗ длится с 01 апреля по 31 марта следующего года.
В 2008/2009 гг. в НЭЗ квота устанавливалась на уровне 2375 т самцов промыслового размера (что соответствовало примерно 679 тыс. экз.), в том числе 450 т поврежденных самцов, и 235 т самок (примерно 110 тыс. экз.). В 2009/2010 гг. квота на вылов камчатского краба в НЭЗ - 1185 т промысловых самцов и 106 т самок. Минимальный промысловый размер по длине карапакса - 137 мм для обоих полов, это около 2,0 кг (в российских водах промысловый размер начинается со 150 мм по ширине карапакса). Средний размер краба в норвежских уловах 2009 г. - около 2,7 кг. В промысле могут участвовать лишь небольшие прибрежные суда - в 2009 ловушечный лов краба вели около 300 судов длиной менее 15 м. Небольшая часть квоты выделяется туристическим компаниям на любительский лов в регулируемой области. Цель управления - сохранить запасы краба за пределами регулируемой области на минимальном уровне, чтобы избежать значительного негативного влияния на окружающую среду и повреждения ставных орудий лова. Камчатский краб в Норвегии считается ценным промысловым видом, в 2009 г. общая стоимость уловов в первом звене продаж составила около NOK 126 млн.
*Директорат рыболовства - рабочий орган при министерстве, функционирует в Бергене и решает оперативные задачи: распределение квот между судами, управление режимом промысла, разработка нормативных документов для рыболовства, переработки рыбы, производства рыбных товаров, развития товарной аквакультуры, лицензирование всех видов деятельности, осуществление контроля промысла, сбор статистических данных и др. На побережье Норвегии Директорат имеет несколько региональных структур, взаимодействующих с местными органами власти.
Министерство рыбной промышленности Норвегии формирует и осуществляет рыболовную и внешнеторговую политику, регулирует оптимальное использование биологических ресурсов, управляет действиями в области морской среды, предотвращения загрязнений, обеспечивает безопасность мореплавания, поддерживает рентабельность рыбной промышленности, распределяет дотации, обеспечивает занятость, обеспечивает технику безопасности и соответствующие условия труда, повышение конкурентоспособности морского транспорта, навигационных условий, повышение эффективности административной деятельности и др.




















