В основе успеха завода два европейских сертификата качества
Jacques Maës является некрупной преуспевающей рыбоперерабатывающей компанией, расположенной в Булонь-сюр-Мер (рыбный порт номер один во Франции). Это семейная компания, в которой работает 60 человек. Её оборот составляет более 6 миллионов евро (8,3 миллиона долларов) в год. Jacques Maës производит мороженую рыбную продукцию и деликатесные морепродукты, а также другую продукцию с добавленной стоимостью.
Компания производит около 200 различных продуктов, из которых 60% - из рыбы и морепродуктов. Её ассортимент включает в себя ракушки морского гребешка (coquille), заполненные заправкой из морепродуктов, блинчики с начинкой из морепродуктов, суфле из морепродуктов и закуски на основе морепродуктов. Лучше всего продаются ракушки Coquille Saint-Jacques, рыбные блюда, посыпанные сыром и обжаренные в сухарях, суфле и блинчики с начинкой. Все продукты разработаны на основе традиционных кулинарных технологий.
Компания Jacques Maës начала свою деятельность в конце 70-х, когда в небольшом прибрежном посёлке на севере Франции был открыт первый супермаркет. Именно туда компания Jacques Maës и стала поставлять свои рыбные деликатесы.
В дальнейшем было создано промышленное предприятие в городе Булонь-сюр-Мер, а в 1980 году был открыт перерабатывающий завод в Capecure (промысловый район города Булонь-сюр-Мер). В настоящее время завод занимает площадь 6 500 квадратных метров на двух этажах.
Завод состоит из нескольких производственных цехов, в каждом из которых выполняется определённая производственная операция. Основной цех оборудован одной большой двойной паровой печью Rosieres и шестью пароварочными аппаратами. Большая часть продуктов обрабатывается паром перед приготовлением, чтобы избежать утечки воды перед подачей блюда на стол.
За основным цехом, в цеху предварительной обработки, оборудованном разделочными столами Inox и двумя промышленными миксерами/блендерами Maho, сырьё проверяется и предварительно обрабатывается.
В цеху по производству блинчиков установлена автоматическая машина по их производству, на которой в час можно производить 3 000 штук продукта. Блинчики затем попадают на конвейерную ленту, проходящую под аппаратом, который автоматически наполняет блинчики начинками. Затем продукт вручную заворачивают. Не покидая конвейера, блинчики каждый отдельно пакуется, а затем продукт подвергается криогенной заморозке.
В следующем цеху продукт пакуется в индивидуальные потребительские картонные упаковки весом от 100 до 500 граммов.
Компания Jacques Maës использует аппарат для упаковки продукта в термоусадочную упаковку Kallfass и упаковочную машину итальянской компании Comas Sri.
Поставки
Рыба и морепродукты являются важной частью деятельности компании, составляя около 70% оборота. Хотя компания и испытывает некоторые трудности с наличием рыбы и других морских видов, она решила придерживаться курса закупки качественного сырья из устойчивых промыслов.
Компания уже работает с некоторыми своими клиентами под их торговыми марками по разработке продуктов с логотипом Морского Попечительского Совета. В конце июля 2007 года компания прошла необходимую проверку, чтобы получить данный сертификат.
В настоящее время компания Jacques Maës занимается переработкой патагонского морского гребешка (Zygochlamys patagonica) из Аргентины, сайды и трески из Европы, голубых мидий из Дании, сёмги (Salmor salar) из Европы, речных раков из Китая и краба из Чили. Компания также покупает натуральные раковины различных размеров - от нескольких сантиметров в диаметре (клеммы) до 14-15 сантиметров (морские гребешки).
55% оборота компании составляет продукция, экспортируемая в 12 стран, главным образом европейских. Основным экспортным рынком Jacques Maës является Испания, за ней следуют Германия и Великобритания.
Компания уже поставляет свою продукцию в самые престижные розничные сети и планирует дальнейшее расширение в этом плане. Благодаря сертификату BRC, компания заслужила доверие розничных сетей как способной выполнить самые строгие требования.
Франция, на долю которой приходится всего 45% продаж компании, считается сложным рынком. На французском рынке несколько крупных компаний производят такой же ассортимент продуктов как Jacques Maës. Их объёмы дают им преимущества в плане себестоимости, и они могут работать в сегментах рынка, чувствительных к цене, где компания Jacques Maës неконкурентоспособна.
Поэтому Jacques Maës сделала стратегический выбор в пользу качества и концентрации на рыночных сегментах продукции высокого качества. Многие операции, производимые на заводе компании, трудоёмкие. Например, все мидии, используемые в рецептах компании, проверяются, и что остаётся от бисусов вручную удаляется. Ни одна машина не может сделать это.
Рыбное фюме, рыбоовощная смесь, которые используются в большинстве рыбных рецептах, по-прежнему требуют значительного времени приготовления.
Компания также уделяет большое внимание питательной ценности продукта. Она сотрудничает с региональными исследовательскими институтами по улучшению рецептов. Например, вместо соуса бешамель (на основе сливок и сыра) компания стала больше использовать овощи.
Процесс получения сертификата
Процесс получения сертификатов BRC и IFS занял два года. Он начался в 2005 году, когда компания Jacques Maës получила информацию из Великобритании, что этот сертификат поможет выйти на рынок стран района Па-де-Кале. Компания пригласила на работу профессионального инженера и вложила большие средства в необходимые материалы. Но в результате конечный продукт стал намного лучше, чем раньше.
Самым сложным шагом стало объяснить каждому работнику в компании смысл изменений и заставить принять новую политику компании.
Теперь следующим шагом станет получение полностью компьютеризированной системы слежения за движением рыбной продукции, требующее вложений на сумму 40 000 евро (55,064 долларов).