В подрыве рынка трески виноват минтай
Было бы слишком просто объяснять подрыв рынка норвежской трески большими предложениями дешевого пангасиуса, считают аналитики из Callander McDowell. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/
По их мнению, увеличение поставок Vietnamese catfish на европейский рынок оказало негативное влияние на норвежскую рыбную промышленность. Но основной удар по рынку трески нанес не столько пангасиус, сколько минтай Аляски.
В соответствии с одним из докладов, для Европейского рынка предназначено 60 % вьетнамского экспорта пангасиуса. В Еропе его продажи в супермаркетах в мороженом виде сравниваются с ‘hot cakes': стоимость пангасиуса в четыре раза меньше трески. В итоге продажи пангасиуса уже в два раза обошли объемы реализации норвежской трески. Тронд Дэвидсон из Norwegian Seafood Association считает, что треска готова к открытой конкуренции и борьбе с дешевой азиатской рыбой, но только на равных условиях. Но их нет. Потребителей просто вводят в заблуждение, предлагая покупать пангасиус в упаковке, на которой написано: «The best from the sea» и «Rich in omega-3». Но оба этих утверждения ложны.
Потребительский рынок слишком комплексный. Невозможно объявить причиной появления проблем у рынка норвежской трески только дешевым пангасиусом, ставшим доступным в Европе. Это было бы слишком просто. Болше влияние здесь оказали неразумные заявления экологических групп о проблемном состоянии запасов европейской трески, в результате которых на рынке началось замещение трески аляскинским минтаем.
Минтай (Alaskan pollack) заполнил европейские рынки, появился и злодей-пангасиус. Это случилость потому, что в итоге восставновления запаов трески доступной рыбы стало больше, но рыночный спрос на нее еще не стал адекватным. Многие покупатели все еще верят, что приобретая другую рыбу, они помагают воссстанолению запасов трески. В результате увеличение поставок трески на фоне низкого спроса привело к падению цен. Норвежской промышленности наносится вред, виновником которого считается пангасиус. Но проблема комплексная, и обвинение пангасиуса в большинстве случаев не соответствует действительности.
Несомненно, импорт пангасиуса вырос. Но интерес потребителей к нему по всей Европе не однозначен. Считается, что основными рынками являются Испания, Германия и Голландия, хотя по данным наблюдений Callander McDowell это не совсем так. Во Франции такой вид, как Nile Perch, заполнил нишу, которую должен был занять пангасиус. В Великобритании пангасиус предлагался потребителям на различных прещзентациях, но большого интереса он не вызвал. Рекламировался он и в процессе различных промо-акциях, но как только они заканчивались, продажи пангасиуса быстро падали и посетители возвращались к своим обычным предпочтениям. Только один или два вида продукции из пангасиуса поддерживали его продажи, но анализ прилавков и складов показал, что они не относятся к категории «major sellers».
Каких либо прмеров того, что потребителей вводили в заблуждение и они приобретали пангасиуса под видом других рыб, не отмечено. Тем не менее, розничные торговцы в Великобритании не согласны с общим названием рыбы и она продается также под именем Basa или River Cobbler. Отмечены случаи, когда пангасиус использовался в продуктах с добавленной стоимостью и на упаковке упоминался как «fish», но похоже, что покупатели при этом не вводились в заблуждение.