В Вишере стало меньше рыбы
На одной только Вишере в прошлом году выловили 17 т рыбы. Эта река - жемчужина Урала. Говорят, в XIX в. здесь попадалась белуга. Сейчас её нет. В XX в. почти полностью истребили тайменя. Эта рыба занесена в Красную книгу: если поймал невзначай - будь добр, отпусти. В XXI в. рыбаки стремятся на Вишеру ради хариуса. Однако над самой крупной на Урале популяцией хариуса нависла угроза. Первыми тревогу забили рыбаки-туристы. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на Аргументы и Факты.
Рыбы стало меньше
- Представьте себе туриста из Перми, который едет на Вишеру, - рассказывает Вячеслав Мехряков, директор фирмы по разработке программного обеспечения. - 320 км до Красновишерска. Потом 100 км по плохой дороге до посёлка Вая. Потом ещё 60 км по очень плохой дороге до урочища 71-й квартал. И там, в северной глухомани, где заканчивается дорога, приезжий встречал на берегу Вишеры огромную свалку мусора: пакеты, консервные банки, бутылки, остатки еды. Но 2 года назад эту территорию взяла под свой контроль турфирма. Помойку убрали, организовали платную автостоянку, поставили туалеты, навели порядок. Этот опыт надо распространить на ту часть Вишеры, которую облюбовали рыбаки. Надо организовать особую зону от заповедника до Ваи, брать плату за её посещение, пусть даже символическую в 30 или 50 руб. за день пребывания. На вырученные деньги нанимать егерей, которые следили бы за тем, чтобы никто из туристов не сплавлялся и не рыбачил без путёвок, занимались обустройством стоянок и уборкой мусора. Если этим не заняться прямо сейчас, реку окончательно загадят.
У людей появились плавсредства, транспорт, отдых на Вишере стал доступным и набирает популярность, турфирмы отправляют сюда сотни групп за лето. Я считаю нормальным отдавать часть денег тем, кто будет поддерживать на реке порядок. Здесь ещё достаточно чисто, можно пить воду из речки, но ещё лет пять - и всё придёт в упадок. На Вишеру я впервые приехал в 2006 г. Людей встречал редко: хорошо, если раз в три дня. Сейчас туристов и рыбаков встречаю регулярно. Люди не брезгуют рыбой длиной 10 см и весом менее 100 г.
Несколько лет назад на рыбалку можно было съездить на внедорожнике. Сейчас до рыбных мест добираются на лодках и всё чаще рыбачить летят на вертолётах. Нет, я не говорю, что хариус исчез полностью - ниже 71-го квартала поймать на еду можно. Вопрос в том, что на освоенных рыбаками и туристами местах рыбы стало заметно меньше, она мельчает. Я думаю, надо законодательно ограничивать вылов рыбы, а вывоз запретить полностью. Больной вопрос: вылов рыбы местными для продажи туристам. Спрос на хариуса громадный, платят по 200-250 руб. за 1 кг. Я часто вижу лодки, забитые под завязку бочками с рыбой. Их так много, что масштаб вылова оцениваю как промышленный. Понятно, что для местных это важный источник дохода. Но что они будут делать, если хариус начнёт исчезать так же, как таймень?
Официально
У специалистов, призванных по долгу службы следить за поголовьем рыбы в Вишере, нет общей точки зрения на проблему хищнического вылова хариуса.
Виктор Семёнов, зам. директора заповедника «Вишера» по НИР:
- Ситуация далеко не так однозначна, как кажется на первый взгляд. Пик вылова местным населением приходится на весну, когда хариус поднимается на нерест, и на осень, когда холодает и делаются заготовки на зиму. Иногда ловят сетями в зимовальных ямах. Каждого такого случая достаточно, чтобы зимовальная яма обезрыбела. На современном состоянии хариусового поголовья, безусловно, сказывается растущий пресс со стороны приезжих рыболовов, которых становится всё больше. В итоге уменьшение уловов местные жители ставят в вину туристам, приезжие винят во всём местных, хотя существенный ущерб запасам рыбы наносят обе стороны. Налицо перелов, которого избежать, на мой взгляд, невозможно, даже если ввести законы, строго ограничивающие вылов. Они в здешних условиях удалённого таёжного края просто не будут соблюдаться. Поэтому поголовье хариуса в Вишере, скорее всего, будет постепенно уменьшаться, а сама рыба - мельчать. Популяция так реагирует на постоянный рыболовный пресс, рыбы начинают нереститься в более раннем возрасте при меньших размерах, число икринок уменьшается, ослабляется генофонд вида, самые ценные производители в массе своей вылавливаются, а мелочь их замещает. Эта ситуация будет длиться десятилетиями, причём не обвально, а скачками, по принципу «Шаг вперёд, два - назад». К полному исчезновению хариуса на Верхней Вишере такой процесс, конечно, не приведёт, но с течением лет может превратить самую богатую этой ценной рыбой горную реку края в аналог чусовской Усьвы. Несмотря на отлично подходящие для хариуса подводные угодья, он там сравнительно малочислен и мелок. Брать плату с рыбаков для создания службы егерей, как вам предлагают, можно, но дело это, на мой взгляд, бесполезное. Ментальность русского человека: стрелять всё, что шевелится, и ловить всё, что плавает!
Виктор Костицын, зав. лабораторией биоресурсных исследований пермского отделения ГОСНИОРХ:
- На современном этапе велико антропогенное влияние на рыбные ресурсы. На водоёмах очень велик рыболовный пресс, который в последние годы является основным фактором, определяющим состояние запасов рыб. Рыболовный пресс складывается из интенсивного вылова рыбы местным населением, которому хорошо известны наиболее уловистые места и способы лова на Вишере, и из массового рыболовного туризма, получившего развитие в последние годы благодаря строительству дорог и автомобилизации населения. Но не стоит забывать о природных факторах. Прошлый 2012 г. был весьма полноводным на большинстве водоёмов, а высокий уровень воды негативно сказывается на улове текущего года. В то же время в перспективе, через несколько лет, это положительно отразится на величине запасов рыб. Надо провести наблюдения перед тем как делать далеко идущие выводы. По хариусу их, кстати, сделать сложнее всего, так как этот вид в сравнении с остальными в меньшей степени поддаётся учётам численности. Несмотря на то, что иногда ещё встречаются крупные экземпляры этой рыбы, на протяжении последних десятилетий происходило мельчание популяции. В настоящее время мы подготавливаем предложения о включении хариуса в перечень ценных видов рыб. В результате этого должны возрасти штрафные санкции за его незаконный отлов, что послужит дополнительным барьером от хищнического вылова.
Андрей Солянов, нач. Пермского территориального отдела управления Росрыболовства:
- Отмечу, что в прошлом году хариус ни разу не упоминался в протоколах, составленных по поводу браконьерства на Вишере, в основном там встречаются язь, щука, жерех, чехонь. Сети - да, ставят, мы их регулярно снимаем. Другое дело, что проконтролировать всё мы физически не можем. В управлении работают 19 человек, включая меня. Это на весь Пермский край. На территорию севернее Березников приходится всего 2 инспектора. При этом на Вишере с проверками наши сотрудники были более 50 раз. Ещё одна проблема - сняли ограничение на вылов рыбы в размере 5 кг на человека. Вы говорили о том, что хариуса туристы вывозят бочками. Так вот, на это даже жаловаться некому - человек скажет, что всё поймал удочкой, и никаких претензий ему уже не предъявить. Единственный шанс наказать браконьера - поймать его с поличным во время установки или проверки сетей. Я думаю, решением может стать введение платы за рыбалку, где бы она ни проводилась. Однако многочисленные митинги рыбаков убедили законодателей отложить эту инициативу.