В водах Норвегии задержан очередной российский траулер
Как стало известно в понедельник во второй половине дня, в минувшие выходные в Норвегии был задержан очередной российский рыболовный траулер. Задержание произошло в экономической зоне Норвегии. Его осуществил норвежский корабль береговой охраны "Свальбард". Траулер под названием "Тында", подозреваемый в нарушении правил рыболовства, будет до конца сегодняшнего дня препровождено в порт города Тромсе, где местная полиция приступит к изучению обстоятельств случившегося.
Как сказано в сообщении норвежских властей, российский траулер осуществлял лов сельди в зоне, закрытой для промысла этого вида рыбы. "Траулер, принадлежащий мурманской компании "Мурманрыбфлот-2", вел лов сельди в одном из районов в норвежской экономической зоне, который был закрыт для рыболовства норвежскими властями с 15 октября нынешнего года, - сообщил руководитель Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства Валентин Балашов. - Однако капитан судна по каким-то причинам продолжал вести лов сельди в этом районе и после 15 октября, выловив в общей сложности 160 тонн рыбы". Он рассказал также, что траулер был остановлен и досмотрен норвежской береговой охраной после того, как судно покинуло район промысла и направлялось на перегрузку рыбы.
Относительно данного конкретного случая пока никакой более подробной информации не было. Так что остается лишь догадываться, кто и что нарушил в данном конкретном случае. Если выяснится, что российское судно действительно нарушило норвежские правила, судовладельцу придется заплатить штраф, сумму которого определит суд Норвегии, рассказал В.Балашов.
Мы же можем лишь напомнить, что подобные задержания происходят с завидной регулярностью, причем в роли жертв выступают как наши рыбаки, так и норвежские. Так, 14 ноября морские пограничники задержали норвежский траулер "Лангенес" за непрохождение контрольной точки. Судно было доставлено в Мурманский порт для разбирательства. Днем спустя в Пограничном управлении ФСБ России по Мурманской области сообщили, что инцидент исчерпан. Сообщалось, что капитан судна Гиске Карл Йохан был оштрафован на сумму 20 тысяч рублей, при этом он согласился и дал гарантии оплаты штрафа. Затем появилась информация, что судно вовсе задержали по ошибке. Полной ясности в этой истории пока нет.
Зато не так давно, наконец, прояснилась аналогичная история, случившаяся два года назад. Верховный суд Норвегии снял все обвинения с российских рыболовецких судов, арестованных в 2005 году. Траулеры "Капитан Горбачев" и "Дмитрий Покрамович" были задержаны по обвинению в нарушении норвежских правил рыболовства. Верховный суд Норвегии рассмотрел ходатайство адвокатов российской стороны о признании невиновными владельцев и капитанов российских судов, арестованных в Норвегии в 2005 г. Тогда норвежская прокуратура обвинила владельца судна “Капитан Горбачев” - российскую рыболовецкую компанию ОАО “Архангельский траловый флот” в нарушении норвежских правил рыболовства, в том числе, в незаконной ловле рыбы и в неуведомлении норвежской стороны о перегрузке рыбы у острова Медвежий. Другими обвиняемыми по этому делу стали владелец и капитан судна “Дмитрий Покрамович”, на который рыба перегружалась с “Капитана Горбачева”. Российские рыбаки виновными себя не признали, и адвокатам, представлявшим интересы российской стороны в суде норвежского города Тромсе, удалось доказать незаконность наложения норвежскими властями штрафа в размере 900 тыс крон /около 350 тысяч долларов США/ на траулер “Капитан Горбачев” и его капитана. В феврале уже этого года апелляционный суд отменил решение суда города Тромсе, признав правоту норвежской береговой охраны. Однако, как мы видим, все удалось решить к благу российской стороны.
И таких инцидентов было немало. Только по официальной статистике, в год примерно один-два российских траулеров попадали под пристальное внимание норвежских береговых служб за незаконный промысел "не в своих" территориальных водах. Наиболее громкий случай задержания российского траулера произошел в октябре 2005 года. Траулер "Электрон" был задержан норвежской береговой охраной в Баренцевом море. Как утверждала норвежская сторона, основанием для задержания стало нарушение правил рыболовства. "Электрон" "сбежал" от норвежцев с двумя норвежскими инспекторами на борту. В марте 2006 года Генпрокуратура РФ предъявила капитану траулера Валерию Яранцеву обвинение в совершении преступлений предусмотренных частью 3, статьи 256 /незаконная добыча морских биоресурсов/ и частью 2, статьи 127 УК РФ /незаконное лишение свободы/. Эти статьи предусматривают соответственно штраф от 100 до 500 тысяч рублей и наказание сроком от шести до 15 лет лишения свободы. Норвежские инспектора также были допрошены в суде в качестве свидетелей. В апреле 2006 года Первомайский окружной уд Мурманска приговорил В.Яранцева к штрафу в размере 100 тысяч рублей по статье 256 УК РФ и оправдал капитана по обвинению в незаконном лишении свободы сотрудников норвежской береговой охраны.
Одна из причин подобной неразберихи в сопредельных северных водах – давний территориальный спор между Россией и Норвегией. Проблема спорных границ по Баренцеву морю существует между двумя государствами еще с 20-х годов прошлого века. Именно тогда был принят Парижский договор, согласно которому Норвегия получила суверенитет над Шпицбергеном, однако РСФСР сохранила право на ведение здесь хозяйственной деятельности. Граница полярных владений России была установлена постановлением ВЦИК в 1926 г, однако в 1977 г Норвегия в одностороннем порядке расширила рыбоохранную зону вокруг архипелага. Получается, что одну и ту же территорию оба государства в равной степени считают своей, требуя выполнения на ней установленных правил. Так что во многих случаях виновата именно это нестыковка. Насколько данный территориальный спор причастен к происшествию с "Тындой" – станет ясно впоследствии.
Между сторонами существуют и другие разногласия, в частности, относительно законодательно допустимых орудий ловли рыбы. Например, тому же "Электрону" пытались вменить в вину использование неправильного – слишком мелкоячеистого – трала. В России и Норвегии существуют даже разные правила измерения улова – если по нашим правилам, рыба измеряется вместе с хвостовым плавником, то норвежцы рыбьи хвосты попросту игнорируют. Норвежская сторона обвиняет российских моряков в незаконной на данной территории рыбной ловле, что, по ее мнению, опустошает уникальные природные ресурсы Баренцева моря.
После вынесения решения по судну "Капитан Горбачев" сообщалось, что Директорат рыболовства Норвегии готовит новые упрощенные правила рыболовства. "Мы надеемся, что, наряду с решением Верховного суда, эти меры помогут впредь исключить риск несправедливых обвинений и санкций в адрес российских рыбаков, работающих в норвежских водах", - заявили представители норвежских властных структур. Судя по всему, такого упрощения до сих пор не произошло.
ПРАЙМ-ТАСС
{{countTopicsText}}
{{post.body_processed}}
Сообщение
Нажмите здесь, чтобы написать ответ
ИНН: 7716965066
Салмон Трейд, ООО
ИНН: 7807271795
Форт Норд, ООО
ИНН: 7810088239
Водные биоресурсы, ООО
ИНН: 7735153790
Открытие, ООО
ИНН: 9725153882
Дикий Улов, ООО
ИНН: 7802340124
Упаковка, ООО
ИНН: 7715857830
НАТАЛИ (1990), ООО
ИНН: 5009098656
ТИХРЫБКОМ Магаданские Морепродукты, ООО
ИНН: 5007103702
Фуд Тим, ООО
ИНН: 4025451411
Старомихайловский РПК, ООО
ИНН: 1005080636
Натуральный Продукт, ООО
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки