Варде – Териберка. Сравнение условий для рыбаков-прибрежников
На состоявшемся в норвежском городе Варде (провинция Финнмарк, северная часть Норвегии к западу от полуострова Рыбачий) российско-норвежском семинаре по прибрежному рыболовству выяснился неприятный для мурманчан факт. В Норвегии рыбаки не знают, что такое комплексная проверка промыслового судна, пришедшего в порт на выгрузку. Хозяева семинара (рыболовецкая гимназия Варде) рассказали гостям об организации управления рыбной отраслью в Норвегии в части прибрежного рыболовства, требованиях к качеству и гигиене при продаже рыбы с судна предприятиям. О том, что нужно сделать для того, чтобы стать рыбаком прибрежного лова в Норвегии, какие сертификаты для этого необходимо получить, какие пройти курсы по безопасности мореплавания.
Сравнение е норвежским поморским городком Варде (2,5 тыс. населения) с его максимально приспособленной для рыбаков и рыбопереработчиков инфраструктурой и российским поселком Териберка на побережье Мурмана, пока не в пользу последнего. В Териберке базирование «москитного» российского флота осуществляется на причалах единственной судоремонтной мастерской, которая принадлежит одному частному владельцу, монополизировавшему цены на оплату причальной линии. В итоге они значительно превышают даже цены за причалы в Мурманске. Сегодня стоимость одного метра длины судна в поселке Териберка - полторы тысячи рублей. Стоянка простой рыбацкой лодки длиной в 3,5 метра обходится ее владельцу в 5 тыс. рублей за месяц. Когда судовладельцы-прибрежники попытались выяснить причины такого ценообразования, то поняли, что за счет непомерно высокой цены практически содержится тихо умирающая судо-ремонтная мастерская Териберки. На ремонт причальной линии у ее хозяина денег просто не остается. Рыбоперерабатывающая база в Териберке - единственный неработающий завод. Сдать свежую охлажденную рыбу с маломерного судна на побережье Мурмана сегодня практически некуда. Приходится везти ее в Мурманск - по прямой не менее сотни миль. Это вызывает не только лишние транспортные расходы, но и досаду у рыбаков. По словам одной из териберских судовладельцев, недавно она сдавала в Мурманске одной из перерабатывающих фирм только что выловленную свеже-охлажденную треску по 70 рублей за килограмм. На следующий день эта же рыба в магазине фирмы в замороженном виде продавалась уже по 130 руб./кг. В следующий раз она не отдаст ни одного килограмма свежей трески менее чем за 90 руб./ кг. Снабжение топливом в портопункте Териберка практически отсутствует. Нет и других услуг для промысловых судов. Хорошо отработана только система контроля. Если из района прибрежного промысла приходит маломерное судно до 20 метров длиной, то инспекторская проверка еще до швартовки обеспечена на 2-2,5 часа.
В период семинара мурманчане выяснили, что с 2005 г. в прибрежном промысле Норвегии отмечаются депрессивные тенденции: количество судов сократилось с 1800 до 1030. Молодежь не очень охотно идет в эту отрасль. За последние два года число рыбаков в губернии Финнмарк сократилось почти в два раза. Самое большое количество среди оставшихся занимают труженики моря со стажем за 50 лет. По статистике, сегодня в прибрежном рыболовстве Финнмарка трудятся всего 11 рыбаков моложе 20 лет, 93 - от 20 до 29 лет. От 40 до 49 - уже 237 рыбаков, от 50 до 59 (самая большая группа) - 283 человека. Старше 60 лет - 170. Привлекательным показалось мурманчанам выступление адвоката Союза рыбаков Норвегии Столе Хеллесе. Юридические услуги в Союзе его членам оказываются бесплатно. Отношение у законодательства страны к своим рыбакам совершенно другое. В России многие контролеры рассуждают по принципу: тебя нельзя назвать вором только потому, что еще не пойман. У норвежцев рыбак, который нарушил закон по неосторожности, получает всего лишь административное взыскание. Но если он допустил умышленное нарушение, то к нему будут применены более строгие санкции.
Система проверки приходящих в порт норвежских судов построена на строгой выборочности. Суда приходят в порт и разгружаются свободно. Проверяют их в крайне редких случаях. Например, если экипаж уже себя ранее скомпрометировал когда-либо. Системы тотального, постоянного мониторинга прибрежных судов попросту не существует. Общее мнение делегации Ассоциации прибрежников Мурмана – обзавестись собственным знающим юристом, заведомо готовым не обвинять, а защищать российского рыбака.
Оказалось, что квоты в Норвегии распределяются своеобразно: на 70 % ОДУ претендуют рыбаки прибрежного промысла, океанического – на 30 %. Более крупные и мощные суда не имеют права подходить к береговой линии, где промышляет «прибрежка». Поэтому они просто не способны своим тралом выбрать квоту «москитного» флота. Рыболовы-любители имеют право, безо всяких разрешений от государства, выловить до двух тонн рыбы в год на собственные нужды. В том числе, белой рыбы - трески, пикши, сайды.
По мнению руководителя делегации мурманчан, начальника отдела развития прибрежного промысла, рыбопереработки и аквакультуры облдепартамента промышленного рыболовства, Владимира Мазанова, хорошо, что в Норвегии промышленник, обладающий квотой и освоивший ее, не имеет права сам продать улов. Только через кооператив, куда, с одной стороны, приходят данные от рыбодобытчиков, с другой - заявки от переработчиков морских биоресурсов. При этом последние обязаны брать всю рыбу, доставленную судном на берег, включая даже традиционно непопулярную в Норвегии. Например, камбалу. Расплачивается с рыбодобытчиком не покупатель, а кооператив, который 1 процент от суммы реализации удерживает за свою деятельность и, по сути, имеет государственные функции.
По итогам визита руководители мурманской делегации вспомнили слова российского президента о том, что никакие решения не должны приниматься без экономического подкрепления. Предложили поступить как в Норвегии. Затраты на проведение контроля над рыбопромышленниками в России возложить на самих контролеров. Хочешь проверить – плати. Если платишь из своего кармана, то, после 5-10 проверок, не обнаружив криминала, задумаешься: стоит ли проверять всех остальных поголовно? Может, как в Норвегии, нужно контролировать только те суда, которые уже чем-то заслужили проверку?