Вьетнамский пангасиус продолжает завоевывать восточно-европейские рынки
В 2006/7 годах ЕС стал основным рынком для экспорта пангасиуса, при этом стоимость выросла на 46,6%, а объём - на 38,6% по сравнению с предыдущим периодом. В первые четыре месяца 2007 года Вьетнам экспортировал в ЕС 14,740.4 тонн пангасиуса стоимостью свыше 141,9 миллиона долларов. На долю ЕС приходится 48,5% от общих вьетнамских экспортных доходов. Доля на экспортном рынке составляла 46,6% в 2006 году и 42% - в 2005 году. Больше всего пангасиуса импортируют Испания, Польша, Германия, Нидерланды и Италия, что составляет 84,4% от общих экспортных доходов ЕС. Эти рынки также очень быстро развиваются. Испания является ведущим в ЕС импортёром пангасиуса в плане стоимости (31,3 миллиона евро).
В Испании данная рыба называется "panga" и пользуется популярностью как в супермаркетах, так и на рынке свежей продукции.
В Польше пангасиус тоже популярен. Через страну также провозят эту рыбу в другие страны Восточной Европы. Польские импортёры покупают рыбу у Вьетнама и экспортируют её в соседние страны.
В период с января по апрель 2007 года Польша импортировала 12 805 тонн пангасиуса стоимостью 30,5 миллионов долларов. Доходы от экспорта в 2006 году выросли на 308,7% по сравнению с 2005 годом, а в апреле 2007 года они на 26,7% были выше, чем за такой же период 2006 года.
В первом квартале Германия импортировала из Вьетнама 8443,7 тонн пангасиуса стоимостью 24,6 миллиона долларов.
Нидерланды импортировали 2719,9 тонн стоимостью 24,2 миллиона долларов, что на 64,7% больше по сравнению с таким же периодом 2006 года. Страна является перевалочным пунктом. Её импортёры покупают пангасиуса во Вьетнаме и переправляют в другие страны ЕС.
Импорт в Италию тоже вырос на 49,2% по сравнению с 2006 годом. Стоимость составила 9,3 миллиона долларов.
Россия занимает второе место по импорту пангасиуса, хотя рост немного снижается. К концу апреля 2007 года Вьетнам экспортировал 20 915 тонн этого вида в Россию. Стоимость составила 41,7 миллиона долларов, что говорит о 34,3% увеличении в объёмном показателе и 28,8% увеличение - в стоимостном, по сравнению с таким же периодом 2006 года. В настоящее время у Вьетнама возникли некоторые сложности на российском рынке, так как теперь поставки в РФ могут осуществлять только аттестованные Россельхознадзором компании.
Одним из новых рынков для вьетнамского пангасиуса является Украина. В денежном выражении эта страна занимает восьмое место, после США, в то время как объём уже превышает американский и составляет 4 686 тонн. В первые четыре месяца 2007 года общая экспортная стоимость для этого рынка составила 14,1 миллиона долларов, тогда как за такой же период 2006 года она составляла 2,4 миллиона долларов. Объёмы выросли с 1 135 тонн до 7 362 тонн (примечание РК-ПРОФИ: по некоторым данным, связи с ограничениями на поставки в РФ Украина также используется и как перевалочная база для поставок пангасиуса в Россию).
Мексика тоже стала новым прибыльным рынком для вьетнамского пангасиуса.
Цены
Главным фактором, создающим нестабильность на рынке пангасиуса, является колебание цен. Это является основной причиной того, что многие крупные сети супермаркетов по-прежнему неохотно принимают этот продукт. Неясная экологическая ситуация также влияет на эту ситуацию. В течение нескольких месяцев разница в ценах может составлять около 1 доллара за килограмм филе.
Эту нестабильность создают конкурирующие вьетнамские производители и агенты на международных выставках. Например, за время проведения выставок Boston Seafood Show в марте 2007 года, European Seafood Exposition в апреле, Polfish в мае и Vietfish в июне цена на пангасиуса упала примерно на 0,40 евро за килограмм.
Это сокращает прибыли переработчиков и экспортёров, а также рыбодобытчиков, которые всё более неохотно вылавливают рыбу и отправляют её на перерабатывающие заводы по низким ценам. Это в свою очередь создаёт дефицит поставок.
Главной целью вьетнамской отрасли является преодоление этой проблемы и создание более стабильной и устойчивой ситуации в отношении цен и ежегодного производства фермерской рыбы, чтобы иметь возможность и дальше играть заметную роль на международном рынке белой рыбы.
Что касается видов продукции из пангасиуса, то они не меняются: филе глубокой заморозки нарезается вручную, основные цвета филе - белый и светло розовый, но также бывает светло или даже тёмно жёлтого цвета (в основном для специализированных рынков).
Из пангасиуса производят ряд продуктов с добавленной стоимостью, таких как шашлычки и филе в панировке, которые очень популярны на рынке. Однако большинство закупщиков с настороженностью относятся к таким продуктам из-за высоких тарифов на импортных рынках, таких как Европа. Простое, обрезанное филе глубокой заморозки облагается 9% импортным тарифом, тогда как переработанный продукт может облагаться тарифом до 14% и выше.