Виктория Арсентьева: К нам применяют нормативы рыбохозяйственных водоемов

14 декабря 2015 10:22

Начальник экологической службы АО «Восточный порт» Виктория Арсентьева — о том, как порт может облагородить окружающую среду. Об этом сообщает Коммерсант.

Мало какой порт может сегодня похвастаться новейшим аспирационным и водоочистным оборудованием. АО "Восточный Порт", одна из крупнейших стивидорных компаний страны, не только инвестировала более 100 млн руб. в очистные сооружения, но и наполнила бухту с новым терминалом специально разведенной рыбой и прочей морской живностью. Начальник экологической службы АО "Восточный Порт" Виктория Арсентьева рассказывает об особенностях его природоохранной деятельности.

Как влияет порт на окружающую среду? Есть ли у вас какие-то выбросы в атмосферу, как у завода, например?

— Порт специализируется на перевалке угольной продукции. Следовательно, работа с этим энергоресурсом требует от нас повышенного внимания к охране окружающей среды. При перегрузке уголь многократно пересыпается — соответственно, неизбежно пыление.

Как вы с этим боретесь?

— Повторюсь, мы предприятие специализированное. На перегрузочных комплексах нашей компании все изначально создавалось под перевалку данного вида груза. Даже строился порт в промышленной зоне, удаленно от населенных пунктов. Кроме того, терминалы оснащены очень мощными и эффективными установками по очистке воды и воздуха, которые наряду с производственным оборудованием модернизируются и обновляются, что, конечно, требует от компании колоссальных финансовых средств. Но забота об экологии — одна из приоритетных задач АО "Восточный Порт". Чтобы вы это поняли, расскажу более подробно. Во-первых, каждая пересыпная станция оборудована укрытиями, где воздух с угольной пылью вытягивается специальными вентиляторами и поступает в аспирационные системы. Во-вторых, мы используем систему сухого тумана на вагоноопрокидывателях. Происходит это так: приходит вагон с углем, опрокидывается, сразу включается сухой туман, происходит подавление пыли, и дальше уже воздух откачивается насосами через фильтры. На опрокидывателях стоят два таких устройства. В-третьих, для подавления пыли в летних условиях на открытых складах работает система орошения, а в зимний период — снегогенераторы, распыляющие снег.

Как понять, становится ли в воздухе меньше пыли благодаря системам очистки и пылеподавления? Насколько эффективно аспирационное оборудование?

— Мы используем фильтры разной производительности в зависимости от способа очистки. Например, мешочные фильтры удаляют около 70% частиц из воздуха, а в зависимости от периодичности замены их эффективность может доходить до 90%. Наши показатели производственного контроля на границах санитарных зон показывают, что превышений нет. Сегодня небольшие компании в портах Приморья, которые начали работать с угольной продукцией, но изначально не были приспособлены для этого, по количеству выбросов в атмосферу превосходят нас во много раз, хотя по грузообороту наша компания превосходит упомянутые предприятия в десятки раз.

Выбросы пыли напрямую зависят от температурных условий, а также ветра и влажности. Например, от 1 тонны угля и от 20 тонн количество пыли может быть одно и то же: все зависит от силы и направления ветра, температуры воздуха, а также от свойств самого угля, его влажности и пылеподавляющих свойств. У нас есть своя аккредитованная лаборатория, которая делает замеры в санитарно-защитной зоне и на рабочих местах. Мы измеряем количество грамм пыли в секунду.

Какие новые методы пылеподавления существуют?

— Мы проводим сейчас исследования так называемых пылеподавляющих жидкостей. Берем тонну угля, на ней тестируем жидкости и анализируем их влияние на состояние пыли. Здесь одно из главных условий, чтобы специальные средства никак не повлияли на энергоэффективность ресурса. К концу года исследования будут завершены — начнем применять еще и такие средства пылеподавления.

Вы говорите о системах открытого хранения угля. Но есть еще и закрытые, которые используются, например, в Японии. Возможно ли их применение у нас?

— Я считаю, это очень спорный вопрос. Закрытые склады рассчитаны на гораздо меньшие объемы и территории. Намного меньшие. Если порт был построен с расчетом на открытые склады угля, перевести его на закрытые помещения, значит, фактически остановить предприятие. Сегодня на Дальнем Востоке многие компании заявляют, что строят закрытые склады в разных портах. Но, вы знаете, это только разговоры, пока что ничего этого нет. Надо не забывать еще и о том, что уголь относится к категории опасных грузов и для работы с ним необходимо соблюдать ряд требований. Мало кому известно, например, что в период хранения на складе уголь нагревается, и может произойти самовозгорание. Чтобы этого не случилось, на наших складах регулярно осуществляется штивка. В закрытых складских помещениях справляться с этой проблемой намного сложнее.

А в строящейся сейчас третьей очереди Восточного порта тоже планируется открытое хранение?

— Да, и тоже из-за больших объемов. При этом там предусмотрено 14 аспирационных установок: две на вагоноопрокидователях с мешочными фильтрами и 12 на пересыпных станциях. Также предусмотрена система орошения открытых складов и система очистных сооружений для поверхностного стока и водной очистки.

Какие у вас нормативы по очистке воды?

— К нам сегодня применяют нормативы рыбохозяйственных водоемов. Чтобы вы понимали — эта вода должна быть чище питьевой, то есть чище той, что изначально к нам поступает. Например, предельно допустимая концентрация железа для нас — 0,1 мг/литр, тогда как для питьевой воды — 0,3 мг/литр. Получается, чтобы сбросить в водоем чистую воду из-под крана, мы должны поставить для нее очистные сооружения!

И у вас есть сооружения, которые делают воду чище питьевой?

— Да, у АО "Восточный Порт" семь своих очистных сооружений для производственных вод и поверхностного стока. Так называемые хозяйственно-бытовые сбросы выходят в централизованную сеть водоотведения. Профиль и рельеф порта сделаны так, что вся вода, которая смывается со складов, любой снег, дождь и прочее попадают сразу на очистные сооружения. Здесь она проходит очистку и уже чистой сбрасывается в водоем.

Расскажите о возмещении ущерба при строительстве терминала.

— Параллельно с началом строительства третьей очереди угольного комплекса АО "Восточный Порт" начало проводить планомерную работу по восполнению биоресурсов в акватории Японского моря. Мы заключили договоры с несколькими рыбоводными заводами на разведение гребешка, кеты, трепанга и ламинарии. За период строительства мы уже высадили в акваторию 14 млн мальков кеты, 1,6 млн мальков трепанга, 1,3 млн мальков гребешка и 1,1 млн ростков ламинарии японской. Поскольку на нерест мальки будут возвращаться в родную бухту, со временем количество рыбы здесь многократно увеличится.

Как отреагировали на строительство третьей очереди порта надзорные органы? Можно сказать, что раньше это была нетронутая бухта, а теперь — терминал?

— Дело в том, что это не было нетронутой бухтой. Это все тот же морской порт Восточный, который существует здесь уже 40 лет. Говорить, что мы зашли на нетронутую территорию и повредили рекреационную зону, нельзя. Как эколог я могу сказать, что одним из основных преимуществ порта является именно его месторасположение: предприятие находится в специально выделенной промышленной зоне, удаленной от жилых массивов. К сожалению, многие приморские компании, которые изначально не были приспособлены для работы с углем, а теперь переквалифицировались и работают именно с этим видом груза, находятся прямо в черте города и не оборудованы высокоэффективными очистными сооружениями.

Вы рассказываете жителям прибрежных районов о своих природоохранных инициативах? Проводите тематические акции какие-то?

— Конечно. Как социально ответственная организация мы считаем своим долгом не только выполнять по максимуму природоохранные мероприятия в рамках производственной деятельности, но и вести просветительскую работу с населением. В этом году мы провели целый комплекс мероприятий с участием школьников поселка Врангель под общим названием "Экомарафон". Образовательная программа, направленная на воспитание бережного отношения к окружающей среде, организована АО "Восточный Порт" совместно с нашей управляющей организацией ООО "Управляющая портовая компания". Экологический марафон включал образовательный модуль: это уроки для школьников, на которых квалифицированные преподаватели рассказывали о существующих экологических проблемах, о возможностях предотвращения загрязнения нашей планеты, о том, как промышленным предприятиям с помощью современных экологических установок удается свести к минимуму вред от производства и почему на каждом крупном предприятии обязательно нужен отдел экологии. После этого, чтобы закрепить полученные знания, была организована интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?". А завершением "Экомарафона" стал большой субботник на одном из популярных пляжей Врангеля, на который мы пригласили всех местных жителей.

Отличительной особенностью этого субботника стал селективный (раздельный) сбор мусора. Каждому участнику акции необходимо было не просто собрать мусор вдоль побережья, но и рассортировать его. Для этого на территории пляжа было установлено три мусорных бака: стекло и пластик, бумага, бытовые отходы. Завершилось мероприятие большим праздничным концертом — так мы решили отблагодарить участников "Экомарафона", которые внесли свой вклад в охрану окружающей среды.

Работники АО "Восточный Порт" и жители городского округа так активно участвовали во всех трех этапах, что мы решили сделать "Экомарафон" ежегодным. В 2016 году планируем дополнить программу интересными для молодежи форматами, такими как флешмобы и квесты. Однозначно главным мероприятием "Экомарафона" останется большой субботник.

Источник: Коммерсант
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>