Вирусные болезни рыб становятся серьезной угрозой для развития аквакультуры в России
По словам заведующего лабораторией ГНУ ВНИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии Россельхозакадемии, г. Покров, г-на Щелкунова, выступавшего на конференции «Контроль безопасности рыбы, нерыбных объектов животного происхождения и продукции из них» в Калининграде, одним из серьезных лимитирующих факторов в развитии аквакультуры в России являются болезни объектов разведения. Об этом говорится в материалах конференции, которые поступили в www.fishnet.ru
Наибольший ущерб, по мнению специалистов, наносят вирусные болезни рыб (OIE Aquatic Code, 2007; Council Directive 2006/88/EC).
Текущую эпизоотическую ситуацию в России можно охарактеризовать как неблагополучную и напряженную. Неблагополучие обусловлено, по крайней мере, тремя факторами:
Наличием у культивируемых в стране рыб опасных вирусных инфекций, среди которых две (SVC и IHN) относятся к МЭБ-декларируемым;
Неопределенностью эпизоотического статуса по вирусным инфекциям практически всех рыбоводных хозяйств;
Отсутствием реального ветеринарного контроля межхозяйственных перевозок, экспорта и импорта рыбы и оплодотворенной икры.
Более чем из 350 известных на сегодня вирусов рыб в России обнаружено 13 агентов, и ситуация продолжает ухудшаться.
В 1970-80 годы основную проблему в стране составляли две вирусных болезни - весенняя виремия карпа (SVC) и вирусная геморрагическая септицемия (VHS). Сегодня VHS осталась за границами России, тогда как SVC с 2003 г. заявляет о себе с возросшей силой в новом регионе страны – Московской области.
С 2000 года на рыбоводных предприятиях регистрируют две прежде экзотические для нас вирусные болезни - инфекционный некроз гемопоэтической ткани (IHN) и инфекционный некроз поджелудочной железы (IPN), причем география их обнаружения расширяется. В 2006 году выявлена еще одна особо опасная болезнь – герпесвирусная болезнь сибирского осетра на Конаковском заводе товарного осетроводства.
Ситуация усугубляется тем, что во многих случаях меры борьбы с болезнями были далеко не адекватны или не применялись вовсе.
В России имеются только четыре небольших ихтиовирусологических лаборатории, весьма ограниченные в своих возможностях. Поэтому значительные территории страны остаются необследованными.
Из нескольких десятков племенных рыбоводных хозяйств регулярному вирусологическому обследованию подвергается только одно - ФГУП «Племенной форелеводческий завод «Адлер». Не организован ветеринарный вирусологический контроль декоративных видов рыб на госгранице.
Законотворческая деятельность по охране здоровья рыб и других гидробионтов крайне недостаточна. Отсутствует национальная концепция охраны здоровья культивируемых гидробионтов. Все это является проявлением нынешней чрезвычайной слабости системы ветеринарно-ихтиопатологического контроля в отечественной аквакультуре.