Возрождение экспедиционного рыбного промысла в Мировом океане становится актуальной задачей

29 апреля 2011 12:26
Промысел в составе экспедиций, являющийся наиболее приемлемой организационной формой работы в открытом океане, хорошо отработан и подкреплен многолетней практикой. На всех массовых объектах в своей ИЭЗ (минтае, сельди, сардине) флот работал в составе экспедиций. Основа такого промысла - траловый лов. Это наиболее привычная и хорошо отработанная отечественными рыбаками технология лова. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/ со ссылкой на проект стратегии развития рыболовного судостроения России на период до 2020 года.

В традиционных районах промысла, в первую очередь в СВА, СЗА, ЦВА, ЮВА, ЮЗА, ЮВТО и ЮЗТО в качестве основной формы организации промысла возможна экспедиционная: добывающее судно - транспортное судно - российские (или зарубежные) порты - береговое производство. Часть рыбной продукции можно доставлять в порты в трюмах добывающих судов (как правило, после окончания рейса, согласно действующим нормам загрузки судов).

Для обеспечения крупномасштабного промысла в открытых районах Мирового океана на первом этапе в качестве возможных специализированных судов могут быть использованы действующие типы больших добывающих и транспортных рефрижераторных судов, приспособленных для ведения промысла в открытых районах Мирового океана, и эксплуатируемых в настоящее время эпизодически.

Для успешного освоения водных биологических ресурсов Мирового океана необходимо использовать современные высокоскоростные специализированные под конкретный вид и объект промысла суда. Средняя стоимость судна порядка 25 млн. долл. При среднесуточном вылове 150 т в год судно в состоянии выловить до 40 000 тыс. т в год.

Необходимое для освоения всех резервных биоресурсов Мирового океана количество нового российского флота составляет 160 единиц. На первоначальном этапе для реализации такой программы могут быть использованы старые суда с поэтапным замещением их на новые. Минимальное количество новых судов, которые необходимо ввести в строй к 2020 г. для полного освоения потенциальных биоресурсов Мирового океана, составляет 25 процентов от общего количества рыболовных судов экспедиции.

Следовательно, в масштабе страны потребуется строительство 160*0,25=40 новых промысловых судов. В связи с тем, что большая часть недоиспользуемых ресурсов приходится на открытые воды Мирового океана, значительно удаленные от портов, работа флотилии в целях экономии расходов на горючее и промыслового времени должна поддерживаться плавучими базами, способными перерабатывать не менее 1500 тонн сырца в сутки. Суммарный вылов новой флотилии должен составлять около 10480*0,25=2620 тыс. т. Следовательно, за 250 судосуток такое количество морепродуктов смогут обработать 7-8 плавбаз.

Уже сегодня Россия в состоянии направить в Мировой океан несколько десятков находящихся в эксплуатации больших судов с определенным физическим износом и уровнем морального старения. Однако, низкая промысловая производительность, высокие трудоемкость и эксплуатационные затраты, а также относительно низкие цены на добываемое сырье не обеспечивают финансовую состоятельность эксплуатации.

Ряд типов зарубежных судов обеспечивают эффективность работы в аналогичных условиях за счёт более высокой производительности и низких производственных затрат. Причем, необходимо отметить, что работающие в ЮВТО в настоящее время китайские суда российского происхождения отличаются также высокой изношенностью. Однако низкий уровень заработной платы личного состава позволяет им удерживать себестоимость промысла в рамках окупаемости затрат и небольших прибылей.

Положительный финансовый результат работы БМРТ в ЮВТО на добыче ставриды достигается при условии годового улова на судно более 30 тыс. тонн. Такой показатель может быть достигнут только на вновь спроектированных судах при коренном изменении режимов их работы:

организации промысла небольшими группами - отрядами по 6-8 единиц в группе во главе с освобожденным флагманом;

привлечения транспортных судов для возможности периодической выгрузки непосредственно на промысле;

дооборудования судов системами топливоподготовки для перевода их на более дешевые тяжелые сорта топлива, при дооснащении судов средствами интенсификации лова, позволяющими значительно снизить затраты топлива на 1 тонну вылова, а также технологиями ресурсо- и энергосберегающей переработки морепродукции.

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>