Введение технических барьеров для норвежского рыбного экспорта в Россию отложено
Россия, которая является главным покупателем норвежской рыбной продукции, отказалась от планов ввести фактический запрет на её импорт путём введения технических барьеров.
Об этом сообщили некоторые норвежские средства массовой информации.
Ранее Россия грозилась ввести новые правила по экспортным сертификатам до 1 октября 2006 года, но сейчас достигнуто соглашение по предотвращению возможного кризиса.
Как сообщают норвежские источники, министр рыболовства Норвегии Helga Pedersen заявила, что это хорошая новость. Российский рынок для норвежской сельди, скумбрии и другой рыбы не будет закрыт после того, как встреча между Норвежским Управлением по безопасности продуктов питания и российскими ветеринарными службами имела положительный результат.
В результате Норвегия обязана перейти к 15 октябрю на новые не фальсифицируемые экспортные сертификаты с 15 октября 2006 года, при этом соглашение не влечёт за собой новых ограничений или необходимости получения разрешений для экспорта мороженой рыбы.
Что касается экспорта свежего лосося, то ситуация остаётся неизменной. Он может экспортироваться только с предприятий, которые получили разрешение от российских ветеринарных служб.
Не так давно Россия была главным покупателем норвежской рыбной продукции, но опустилась на 4 место после ряда разногласий, которые привели к ограничениям на торговлю.
Результаты
Переломный момент наступил после встречи представителей Норвежского управления по безопасности продуктов питания со своими российскими коллегами в Москве в конце сентября. В ходе переговоров обсуждались неожиданно введённые правила ввоза продукции, которые норвежцы восприняли как слишком глобальные и чрезмерные.
Норвегия является крупным экспортёром в Россию. В 2005 году рыбный экспорт в страну в стоимостном выражении составил 3,7 миллиарда норвежских крон (447 миллионов евро).
В Норвежском управлении по безопасности продуктов питания заявили, что со всей серьёзностью отнеслись к российским утверждениям о фальсификации экспортных сертификатов, которые привели к кризису, и уже предложили ряд мер, которые немедленно вступят в силу.
Если бы новые российские требования вступили в силу с 1 октября 2006 года, около 100 норвежских рыбоперерабатывающих заводов должны бы были подвергнуться проверкам и получить разрешение на экспорт в Россию, чтобы полностью возобновить свою деятельность. Теперь такое требование снято.
Ситуация на рынке
Результатом запрета могло бы стать 30-50% увеличение российских цен на сельдь и скумбрию.
За 8 месяцев, когда поставки норвежского лосося и форели в Россию были запрещены, цена на российском рынке выросла на 100%.
Российские импортёры рыбы отреагировали на возможные новые правила на импорт, раскупив норвежскую сельдь задолго до 1 октября. В частности, по данным норвежского рыбного экспортёра Global Fish, ожидалось, что за 2-3 недели в Россию поступит примерно 20 000 тонн сельди.
За неделю, которая заканчивалась 17 сентября, Россия импортировала 1 517 тонн мороженой сельди из Норвегии или в 5 раз больше, чем в прошлом году. Кроме того, импорт скумбрии вырос в два раза, по данным Норвежского совета по экспорту рыбной продукции (NSEC).