Вялые темпы потребления рыбы и морепродуктов в Японии в июле 2008 г.
В июле произошло очень заметное замедление темпов конечного потребления рыбы и морепродуктов в Японии. По мнению специалистов рынка, главными причинами этого замедления стало летнее повышение цен на целый ряд ключевых товарных групп и переход рядовых потребителей к сокращение расходов на потребление. Такая информация поступила в https://www.fishnet.ru/ с российского ДВ со ссылкой на японские источники по состоянию на 01.09.2008 г.
Отмечается, что большое влияние оказало на поведение потребителей продолжающееся повышение цен на бензин. Отмечается, также, что потребители все чаще отказываются от намерения покупать рыбу и морепродукты ввиду того, что мясо, мясопродукты, в том числе мясо птицы, представляются им в целом менее дорогими, либо более удобными для приготовления, что экономит прежде всего время и является очень важным фактором для работающей части потребителей.
По официальным данным, в июле расходы среднестатистической японской семьи, состоящей из двух и более человек, сократились по сравнению с прошлым годом практически на 7%. Помимо того, что процесс сокращения продолжился еще один месяцы после четырех предыдущих месяцев сокращения, размеры сокращения еще более увеличились, поэтому никто из специалистов рынка не рискует игнорировать серьезность ситуации, которая ведет в перспективе к дальнейшему ослаблению рынка. Весьма значительно, почти на 7,5%, сократился объем закупок свежей и солено-сушеной продукции, которые являются ведущими товарным группами.
Общая сумма расходов на семейное потребление увеличилась в июле на 2,3% и составила около 298,4 тыс.иен, при этом расходы на покупку продуктов питания увеличились всего на 1,1%, до 76,2 тыс.иен. По мнению специалистов рынка, повышение цен на пищевую продукцию, особенно готовую, развилось быстрее, чем потребители сокращали свои расходы, что и привело к некоторому росту расходов на покупку продуктов питания. В то же время ситуация в секторе рыбы и морепродуктов оказалась в июле намного более тяжелой и если в предыдущие четыре месяца размеры сокращения расходов удерживались в относительно узком диапазоне 3,7-4,1%, то в июле он резко увеличился до 6,9%, а сам размер расходов составил только около 8,6 тыс.иен.
Расходы на покупку свежей рыбопродукции сократились еще больше, на 7,7%, причем произошло это в условиях сохранения средней цены розничной покупки (137 иен/100 г) фактически на прошлогоднем уровне. Почти также значительно, на 6,8%, сократились расходы на покупку соленой и сушеной продукции, причем средняя розничная цена в этом секторе поднялась менее чем на 0,5%, составив около 165 иен/100 г. При этом из 28 видов продукции, которая включает официальная статистика в свой обзор (от тунца и сайры до крабов, створчатых моллюсков и икорной продукции), только по пяти видам был отмечен рост объема покупки, а по 14 видам было отмечено сокращение объема покупки более чем на 10%.
Специалисты рынка обращают внимание прежде всего на продолжающееся быстрое снижение интерес к тунцу (в июле расходы на его покупку сократились более чем на 19%), остановить которое не получается даже благодаря распродажам по сильно сниженным ценам, на проблемы с реализацией сайры (дефростированной), а также на сокращение более чем на 6% расходов на покупку продукции из сурими, которые заметно увеличились после февральского случая с пищевыми отравлениями китайскими морожеными пельменями, но затем стали сокращаться в условиях повышения цен.
В целом отмечается, что ситуация с семейными затратами на покупку продуктов питания однозначна стала более сложной практически во всех секторах рынка, но в секторе рыбы и морепродуктов она начинает приобретать крайне опасные для участников рынка черты. Отмечается, например, что ситуация с потреблением мяса, которая ранее была намного более благоприятной, в начале второго полугодия также ухудшилась, но она все-таки была менее тяжелой, чем в секторе рыбы и морепродуктов. Объем покупки свежего мяса и мясопродуктов сократился почти на 3%, но за счет того, что средняя цена покупки поднялась более чем на 4,5% (до 156 иен/100 г) общая сумма расходов на покупку не сократилась, а увеличилась почти на 2%. В этой связи специалисты рынка говорят о том, что производителям мясной продукции удалось сравнительно безболезненно для хода продаж поднять свои цены в условиях роста цен на корма для животноводства и птицеводства, тогда как производителям рыбы и морепродуктов все еще практически невозможно рассчитывать на аналогичное повышение своих цен в условиях не менее значительного повышения цен на судовое топливо.