Выращивание форели в Карелии поставлено под вопрос
В Кондопожском районе Карелии местное население недовольно бурным развитием рыбоводческих хозяйств.
Форелеводство – наиболее прибыльная сельскохозяйственная отрасль Карелии, демонстрирующая один из самых высоких в российском агропроме процентов рентабельности (до 30%). В республике выращивается почти три четверти отечественной форели и количество рыбоводческих хозяйств с каждым годом только увеличивается. Об этом сообщает «Эксперт Северо-Запад».
Открываются новые хозяйства главным образом там, где кроме подходящих водоемов имеются развитая инфраструктура, удобное транспортное сообщение и квалифицированные кадры. Окрестности Кондопоги отвечают всем этим требованиям и потому весьма привлекательны для подобного бизнеса. По официальным данным, сегодня в Кондопожском районе выращивается 1270 тонн красной рыбы (около 20% от республиканского объема).
Но местное население от этой деловой активности не в восторге. Жители деревень, расположенных в радиусе 30 км от форелевых хозяйств, убеждены, что бурное развитие рыбоводства губительно для Онежского озера. Вот одно из типичных коллективных обращений, которые в последние пару лет потоком идут из Кондопожского района в органы власти, природоохранные структуры и даже в прокуратуру: «Из-за высокой цветности воды и ее низкого качества мы не можем пить чистую воду, лишены возможности заниматься традиционными промыслами. Изменившийся состав воды пагубно сказался на фауне – количество рыбы резко сократилось».
Жители района настаивают, что искусственно выращенной в садках рыбе они предпочитают «диких» сига, ряпушку, щуку, окуня.
Сейчас прокуратура занимается проверкой очередной такой жалобы, подписанной 220 жителями поселка Гирвас. Сотрудники правоохранительного ведомства решают, имеются ли основания для закрытия форелеводческого хозяйства «ИП Г. Гутыро» – одного из старейших в республике.
Когда-то фермер Геннадий Гутыро начал свой бизнес с нуля, имея в основных фондах лишь поднятую со дна озера старую баржу. Безо всяких кредитов создал успешное хозяйство, дав работу десятку односельчан (а в карельских селах безработица повальная). И вот сейчас жители настаивают, чтобы хозяйство было вынесено за пределы поселка, поскольку «вода в озере отравлена продуктами жизнедеятельности рыб и кормами, растет число страдающих бронхиальной астмой и желудочно-кишечными болезнями».
Первые результаты проверки пока в пользу форелевода. Республиканская лаборатория анализа и технических измерений заключила, что вода у поселка загрязнена фосфатами, железом, аммиаком и нефтепродуктами, то есть продуктами жизнедеятельности людей, а не рыб, очистные сооружения прогнили и не функционируют. Однако предстоит еще провести ряд экспертиз и чем все закончится, пока неизвестно. Так, форелевое хозяйство «Кулмукса», которое просуществовало три года, прошло труднейший период становления и едва успело стать самоокупаемым, было закрыто по настоянию дачников и «зеленых».
Не так давно кондопожские депутаты инициировали в Карельском научном центре РАН совещание на тему экологического аспекта форелеводства. Мнение свободных от корпоративного влияния ученых стало для многих неожиданностью. «Главный загрязнитель Кондопожской губы – это местный целлюлозно-бумажный комбинат. За счет ЦБК мы экологическую нагрузку на водоем уже давно превысили», – утверждает доктор химических наук Петр Лозовик. Иными словами, если экологические проблемы Кондопожского района и связаны с форелеводческим бумом, то далеко не в первую очередь.
Для кондопожцев мнение ученых – не аксиома. Общественность не поленилась пересчитать садки в заводях Кондопожской губы Онежского озера, сравнить их «выходную мощность» с официально заявленными объемами и утверждает, что реальная производительность ферм примерно вдвое выше.
«Мало того что форелевые хозяйства в районе растут как грибы, так они еще, получив разрешение на одно количество садков, устанавливают сколько хотят, – говорит председатель кондопожского Союза зеленых „Сандал“ Алексей Карпенко. – Нагрузка на водоемы уже критическая, они не справляются, а у Онежского озера, с которым эти водоемы сообщаются, способность к самоочищению вообще очень невелика. В итоге мы можем превратить уникальное пресноводное озеро в отхожую яму».
В объективность органов государственного санитарного надзора общественники не верят. «Действуют местные госструктуры как-то очень выборочно, – считает Карпенко. – Например, жители острова Лычного, где находится садковое хозяйство, принадлежащее ОАО „Кондопога“, давно обращаются с жалобами на испорченную воду, но меры так и не приняты». По мнению руководителя Союза «зеленых», отсутствие какой-либо реакции объясняется прежде всего пиететом по отношению к местному градообразующему гиганту, в форелевых хозяйствах которого ныне выращивается более 500 тонн форели. Однако не стоит исключать, что народным негодованием могут банально манипулировать те, кто сегодня заинтересован в получении «урожайных» кондопожских акваторий.
На такую мысль наводит противоречивая позиция населения относительно форелевого хозяйства петрозаводской компании «Парад». С разрешения Минсельхоза республики это хозяйство разместилось на одной из территорий, облюбованных ЦБК для расширения собственного рыбоводческого бизнеса. Местные жители тут же ополчились против «Парада», якобы «несущего угрозу территории». Организовали общественные слушания, составили обращение в райсовет с требованием запретить деятельность фирмы. В ответ «Парад» собрал свое народное ополчение, провел свои общественные слушания, на которых жители подписались под прямо противоположным обращением в райсовет. «Мы хотим, чтобы село развивалось, чтобы у нас была работа, мы видим в создании новых производств залог сохранения и развития территории», – говорится в обращении.